Записка простая

ПРОСТАЯ ЗАПИСКА О ЖИВЫХ И УСОПШИХ

Домашняя молитва, как правило, не имеет такой благодатной силы, как молитва общая, молитва Церкви, о которой Сам Господь сказал так: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20).

По словам святых отцов, одна молитва «Господи, помилуй» в храме имеет гораздо бо́льшую силу, чем многие молитвы и поклоны на дому.

Именно поэтому так важна церковная молитва за живых и усопших.

Церковная молитва имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником, специально для того поставленным: «Я вас избрал и поставил вас, – говорит Спаситель Своим апостолам, – чтобы… чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Ин. 15,16). Данные от Господа права и возложенные на них обязанности и полномочия апостолы передали поставленным ими преемникам: епископам и пресвитерам, завещав им и власть, и право, и непременный долг, прежде всего, совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков (1 Тим. 2, 1). Потому святой апостол Иаков и говорит христианам: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним». (Иак. 5,14). Святой праведный Иоанн Кроншта́дтский вспоминал, как его, еще молодого священника, незнакомая женщина попросила помолиться об успехе одного ее дела. «Я не умею молиться», – отвечал отец Иоанн. «Помолитесь, – продолжала просить женщина. – Я верю, что по вашим молитвам Господь поможет мне». Отец Иоанн, видя, что она возлагает такие большие надежды на его молитву, еще больше смутился, снова утверждая, что он не умеет молиться, но женщина сказала: «Вы, батюшка, только помолитесь, я вас прошу, как умеете, а я верю, что Господь услышит». Отец Иоанн стал поминать на Литургии эту женщину. Через некоторое время праведный Иоанн Крондшта́дский снова встретил ее, и она сказала: «Вот вы, батюшка, только помолились за меня, и Господь послал мне по вашим молитвам, что я просила». Этот случай так повлиял на молодого священника, что он понял всю силу иерейской молитвы.

Записка «О здравии»

Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, материальное благополучие, но и его духовное состояние. И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии, – нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность. Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других: «молитесь друг за друга» (Иак. 5,16). На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь.

В императорской России все молебны начинались с имени Государя Императора, от здравия которого зависела судьба не только России, но и каждой семьи, каждого православного. Сейчас мы должны первым написать имя нашего Патриарха, а за ним – архипастыря, преосвященного архиерея, поставленного от Бога духовного Владыку, заботящегося и приносящего Господу молитвы и жертвы за врученную ему паству. Так поступают многие христиане, так учит Священное Писание: «Прежде всего совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 1-4). Затем пишется имя вашего духовного отца, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа: «поминайте наставников ваших» (Евр. 13, 7). Далее пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. «Если же кто о своих и, особенно, о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5, 8). Если нам сделали добро, то и мы должны желать и молить для них добра и блага у Господа: «отдавайте всякому должное… Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим. 13, 7-8).

Не будем забывать молиться и о нашем президенте и о членах правительства, если мы точно знаем, что они крещены в Православной вере.

Наконец, если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, то и его имя тоже надо вписать для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).

Молитва за врагов, за враждующих – великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель молился за врагов. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем – и вражда прекращалась.

Записка «О упокоении»

В ней мы пишем имена усопших родных, друзей, знакомых, учителей – всех, кто нам дорог. Мы называем наших покойных усопшими (уснувшими), а не умершими, потому что в конце времен они встанут из гроба, воскреснут из мертвых.

Наши молитвы об усопших – это продолжение наших отношений с ближними. Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших – и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил. Усопшие хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божьими. Об этом Сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38). Мы верим, что наши усопшие сродники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих потомках. Мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну Церковь. Живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем; и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми (Рим. 14, 8-9).

Вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она уже не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Молитва за усопших – самое главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.

Святые Отцы и учителя Церкви признают возможность и для грешников освобождения от мучений за молитвы и милостыни их живых сродников. Особенно за церковные молитвы, поминовение на Литургии (проскомидии). «Когда весь народ и священный собор, – говорит святой Иоанн Златоуст, – стоят с простертыми к небу руками и когда предлежит страшная Жертва, как не умолим Бога, прося за умерших?» И советует: «Почти умершего милостынями и благотворениями: ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук».

«Если грешны души усопших, то за благотворения живых в память их приемлют от Бога отпущение грехов, если праведны, то благотворительность за них служит к спасению самим благотворителям». Преподобная Афанасия.

Если мы подали поминальные записки, то хорошо бы, по возможности, и нам самим присутствовать за Литургией, на которой поминают наших близких, и усердно молиться вместе со священником, особенно в тот момент, когда он читает записки с именами тех, кого мы поминаем. Тогда к церковной молитве прибавляется и наша собственная, и это, безусловно, на пользу и нам, и нашим близким.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *