ЗАПИСКА ЗАКАЗНАЯ

Кроме обычных записок о здравии и упокоении, в нашем храме принимают еще и заказные записки.
Заказная записка отличается от простой тем, что за каждое упомянутое имя изымается частица из просфоры́ (в простой – частица за всех упомянутых в записке), а затем эти имена читаются на ектении́, и священник повторяет их перед престолом.
Не стоит смущаться, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении́. Когда поминается много имен, вместе с диаконом поминовение совершает и священник и алтарники. Главное поминовение происходит на проскоми́дии при вынимании частиц из просфо́р.

САМОЕ ВАЖНОЕ ПОМИНОВЕНИЕ – ПРОСКОМИ́ДИЯ
Главное моление о здравии живых и упокоении усопших православных христиан – проскоми́дию – Церковь совершает на Божественной литургии.
Проскоми́дия с греческого «приготовление», ибо в этот момент богослужения священник вынимает из просфо́р частицы о здравии и упокоении тех, за кого верующие подали записки. Вынутые из просфо́р частицы в конце Литургии священник погружает в Святую Чашу со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».
Проскоми́дия – это не просто молитва за того или иного живого или умершего, а очищение грехов этой бескровной Жертвой, когда каждая частица, проникаясь Кровью Спасителя, делается как бы предстательницей пред Ним за того, чьим именем она вынута.
Вот почему проскоми́дия в Православной Церкви всегда считалась самым спасительным и плодотворным поминовением, наибольшим благом для тех, кто нам дорог.

Проскоми́дия – это часть Литургии, на которой приготовляют хлеб и вино для таинства Евхари́стии. Древние христиане сами приносили в храм хлеб и вино, необходимые для совершения Литургии. Проскоми́дия, символизирующая рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, – так же, как неведомо для мира произошло рождение Спасителя. Для проскоми́дии употребляется пять особых просфо́р. Из первой просфоры́ после особых молитв священник вырезает середину – ей дано название А́гнец. Эта просфора́, «А́гничная», полагается на ди́скос, круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель. А́гничная просфора́ и служит для Причаще́ния. Из второй просфоры́, «Богородичной», священник вынимает часть в честь Божией Матери. Эта частица укладывается на ди́скосе по левую сторону от А́гнца. Из третьей просфоры́, «девятичи́нной», вынимаются девять частиц – в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, Иоакима и Анны, святого, который празднуется в этот день и того святого, Литургия которого совершается. Эти вынутые частицы полагаются по правую сторону от А́гнца, по три частицы в ряд. После этого священнослужитель из четвертой просфоры́ вынимает частицы о живых – сначала о Патриа́рхе, епи́скопах, пресви́терах, диа́конах, а затем и о всех поминаемых о здравии. Из пятой просфоры́ вынимают частицы об усопших: сначала о Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках, а затем и о всех поминаемых усопших. На ди́скос укладываются и эти вынутые частицы – сначала за живых, ниже – за усопших. Затем священником вынимаются частицы из просфо́р, поданных верующими. В это время и читаются поминания – записки, помя́нники, которые мы подаем на проскоми́дию. При чтении имен священнослужитель вынимает частицы просфо́р, говоря: «Помяни, Господи…» (указываются написанные имена). Вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на ди́скос вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфо́р. Это – первое, невидимое молящимися поминове́ние тех, чьи имена написаны в поданных нами записках. Частицы, лежащие на ди́скосе, символизируют всю Церковь Христову. «На проскоми́дии образно представляется собранной около А́гнца, взе́млющего грехи мира, вся Церковь небесная и земная… Помни, какая тесная связь между нами и святыми и умершими во Христе, и всех возлюби, как членов Господа и своих членов, – пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский о частицах, вынутых из просфо́р и возложенных на дискос. – В какой близости друг к другу находятся и небожители и землежители, и Божия Матерь и все святые, и все мы, православные христиане, когда совершается Божественная, всемирная, пренебесная, всеобщительная литургия! Боже мой! Какое прерадостное, животворное общение!»

От греха можно очиститься только покаянием, исправлением жизни, милостью, добрыми делами. Частицы, вынутые из просфо́р, не освящаются в Тело Господне, при извлечении их не бывает воспоминание Христовых страданий. Для чего же они приносятся? Для того чтобы те, чьи имена написаны в наших записках, получили благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на престоле очистительной жертвы. Частица, вынутая из просфоры́, возлежа возле Пречистого Тела Господня, будучи внесена в Поти́р, напоена Божественной Кровью, вся исполняется святыни и духовных дарований, что передается тому, за кого она возносится. После того как все причастники приобщатся Святых Таин, в Поти́р влагаются возлежащие на ди́скосе частицы о святых, о живых и усопших. Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом возрадовались на небесах, живые же и усопшие, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой Кровью Сына Божия, получили оставление грехов и жизнь вечную. Об этом говорят и слова, произносимые священником: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною». Вот почему так необходимо поминовение живых и усопших именно в церкви, на Литургии, ведь именно здесь происходит очищение Кровию Христовой совершаемых нами ежедневно грехов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *