В Калужских епархиальных ведомостях 1866 года есть описание пяти особенно древних икон церкви Покрова на рву:
«Иконостас новейшей формы, – живопись стенная, тоже новая. Иконная живопись весьма древняя.
Следующее иконы Покровской церкви обращают на себя, по своей древности, особенное внимание:
- В иконостасе главной церкви – икона «Происхождения Честных Древ» Честнаго Креста. Икона эта перешла в нынешнюю Покровскую церковь из придела «Происхождения Честных Древ», находившагося при прежней (существовавшей до 1685 года) деревянной церкви Покрова Пресвятыя Богородицы. Колорит, рисунок и манеры писания – весьма древния.
- В трапезе небольшая икона Покрова Пресвятыя Богородицы, существующая с самаго основания древней, деревянной, Покровской церкви, – следовательно, существует более 300 лет. Икона эта особенно чтима. (Об этой иконе предание говорит следующее: во времена Никона, при исправлении церковных книг и уничтожении раскола, Покровский священник того времени, не соглашаясь с вводимыми вновь изменениями обрядов и богослужения, оставил приход, и удалился к раскольникам, взявши с собою, уже в то время чтимую, эту икону. Умирая, он завещавал возвратить ее в прежнюю Покровскую церковь.)
К этому же времени, судя по манере писания, можно отнести еще три, следующия иконы:
- Икона Угодника Николая, в иконостасе главной церкви у северных боковых дверей.
- Икона Предтечи Господня Иоанна у южных, боковых дверей.
- Местная икона Божией Матери в приделе Иоанна Воина».
К сожалению, послереволюционная судьба этих икон нам неизвестна.
О святынях нашего храма остались свидетельства и в книге Дмитрия Ивановича Малинина «Калуга. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии» стр. 102:
«…Иконостас и живопись в храме новейшей формы. Из икон есть древние: 1) в иконостасе главного храма «Происхождение Честных Древ Креста Господня» (1 ар. 61/2 в. дл.) перешла в нынешнюю церковь из придела прежней. Колорит, рисунок и манера письма не позже XVII в. 2) В трапезе небольшая икона Покрова Пресв. Богородицы, существующая с самого основания церкви. Эта икона чтима, и о ней существует предание, что во время п. [патриарха] Никона, при исправлении книг и начала раскола, покровский священник, не желая принимать новшеств, оставил приход и удалился к раскольникам, взявши с собою и эту, уже тогда чтимую, икону. Умирая, он завещал возвратить ее в прежнюю Покровскую церковь. 3) В иконостасе главной церкви, у северных боковых дверей, икона св. Николая, судя по манере, писана в XVII в. 4) Икона Иоанна Предтечи у южных боковых дверей. 5) Икона Богоматери «Петровская», до 1864 г. она находилась в доме калужского гражданина В.П.Сапожникова. Икона, первообраз которой находится в Московском Успенском соборе с начала XIV в., древнего греческого письма (8х7 в.) и помещена в отдельном серебровызолоченном изящном киоте; чтится чудотворной».
Сохранились воспоминания известного историка искусства П.Н.Желтовского (1904 – 1986 гг.), на которого в юношеские годы росписи Покровской церкви произвели сильное впечатление: «В низком притворе Покровской церкви, слабо освещенном двумя лампадами, во всю стену изображен Иван Многострадальный. Он нагой, по пояс зарыт в землю. Руки скрещены на груди, очи – в раскрытой перед ним книге. Над ним навис змей-искуситель».
Сегодня в Калужском областном художественном музее на экспозиции находится древняя икона из нашего Покровского храма святителя Николая Угодника с клеймами.
В Калужском архиве была найдена опись Покровских иконостасов 1800 года, где подробно описаны оба иконостаса, иконы и утварь, которые находились в то время в храме.
Среди святынь, имевшихся в нашем храме до революции, следует особо отметить чудотворную икону Божией Матери Петровскую.
Первописанная чудотворная икона Богородицы Петровская находится в Московском Успенском соборе. Написана она святителем Петром, первым митрополитом Московским, и им принесена в Москву в 1325 году, поэтому была первой московской святыней.
Один из списков с этой иконы находился в доме калужского гражданина Василия Петровича Сапожникова, как наследственное достояние, преемственно перешедшее к нему от его деда купца Петра Алексеевича Сапожникова, бывшего в свое время в Калуге почтмейстером.
Из Калужских епархиальных ведомостей за 1870 год мы узнали историю этой особо чтимой иконы, благодаря покровскому священнику Авдию Угорскому, который составил «Сказание о списке с чудотворной иконы Петровской Божией Матери, находящемся в Калужской Покровской на рву церкви».
О Петровской иконе, находившейся в нашем храме, мы подробно поведали в разделах:
Петровская ИБМ и Первомосковская святыня.
Иконостас главного престола в честь Покрова Пресвятой Богородицы