Пояс Божьей Матери

Кроме ризы Пресвятой Богородицы, сохранился между христианами и честный пояс Ее. По преданию, апостол Фома, опоздавший на погребение Пречистой, нашел этот пояс среди погребальных пелен Пресвятой Девы. Святой апостол взял эту святыню в Индию, где проповедовал Евангелие. В царствование греческого императора Аркадия (395–408), сына Феодосия Великого, пояс Пресвятой Богородицы перенесен из Иерусалима в Константинополь и дочерью его, святой Пульхериею, положен в драгоценном ковчеге, за царскою печатью, в построенном для него храме. Место, на котором был построен храм, именовалось Халкопратиями (что в переводе означает медное торжище). Оно располагалось недалеко от главного собора Константинополя – во имя Святой Софии, Премудрости Божией. Разразившиеся в следующем веке общественные волнения и бедствия побудили перенести эту святыню в каппадокийский город Зилу.

При императоре Юстиниане (527–565) честной пояс Пресвятой Богородицы был вновь возвращен в Константинополь.

В IX веке написан был Иосифом Студитом канон на день положения пояса с акростихом: «Крепостию мя Твоею опояши, Чистая Дева».

Икона Положения честнаго пояса Пресвятыя Богородицы во Влахерне

В X веке греческая царица Зоя, супруга императора Льва Философа (886–911), долгое время страдала от болезни, от которой врачебные средства не помогали; однажды она получила во сне откровение, что выздоровеет немедленно, если будет возложен на нее пояс Пресвятой Богородицы. Тогда в присутствии императора Льва ковчег был открыт, и пояс, найденный совершенно невредимым, был возложен руками Патриарха на больную, которая тотчас же и получила исцеление. После этого всенародно были принесены благодарственные молитвы Господу Богу и Пречистой Его Матери, и пояс с торжеством был опять положен в тот же ковчег. В воспоминание этого чуда, бывшего над больною царицею, Греческая Церковь установила в начале X века праздник в честь Положения пояса Пресвятой Богородицы 31 августа/13 сентября, прославляя в честном Ее поясе залог благословения и утверждения православных царств.

В конце X века пояс был разделен на три части. Византийские императоры нередко брали с собой эту святыню в военные походы. Однажды после поражения греков часть пояса перешла к победившему Болгарскому царю Коломану. Еще одна часть была принесена в Грузию дочерью Византийского императора Романа III Аргира (1028–1034), которая вступила в брак со знаменитым царем Абхазии и Грузии, Багратом Куропалатом. Аргира, получившая исцеление от этого пояса, упросила отца отпустить с нею в дальнюю страну часть его.

В начале XIX столетия эта святыня была преподнесена дочерью последнего грузинского царя Георгия XII Ниной в дар русскому императору Александру I при вхождении Мингрельского царства, которым она управляла, в состав Российской империи. Александр I повелел украсить дар драгоценными камнями и с признательностью возвратить в Грузию. По повелению императора Александра I был выстроен каменный храм в Зугдиди, где святыня хранилась пред иконостасом в драгоценном киоте. На верхней части пояса, который походит на диаконский орарь, сложенный вместе, виден древний лик Богоматери; нижняя часть его совершенно ветха.

Другая часть пояса Пресвятой Богородицы была пожертвована в 1151 году князем Сербским Лазарем на Афон Ватопедскому монастырю. Здесь пояс разделили на две части. Одна половина была вложена в крест, другую во время эпидемий выносили к народу, и страждущие получали от нее исцеление. В 1387 году русский митрополит Пимен видел во Влахернском храме ковчег, в котором лежали риза и пояс Пресвятой Богородицы. В настоящее время часть пояса находится в Ватопедском монастыре, вложенная в драгоценный ковчег, запечатанный двумя царскими печатями Аркадия и Льва Философа, и помещается в алтаре соборного храма. Пояс состоит из трех частей, которые для большей безопасности хранятся в трех ящичках, сделанных из золота и серебра.

Ещё одна часть честного пояса Богородицы хранится в древнем, основанном еще в XI в. Кипрском монастыре Троодитисса, расположенном на западном склоне горы Олимпус. Частица пояса, сплетенного руками Богородицы, находится в сирийском городе Хомс, в православной церкви «Умм Зуннар» (храм Пояса Богородицы). Дальнейшая судьба Хомской святыни была неизвестна до 1953 г., когда весной в монастыре Мардина, в древнейшем центре восточного монашества, был найден старинный манускрипт на арамейском языке. Переплетом этой находки служили еще более древние листы с записями, в которых сообщалось, что под алтарем Хомской церкви хранится пояс Богородицы. Тотчас начали раскопки, и в алтаре обнаружили каменную плиту с надписью, что храм основан в 58 году, а под ней – мраморный куб с круглой выемкой внутри, в которой покоился серебряный ковчежец с поясом из верблюжьей шерсти и золотых нитей длиной около 60 см. Ученые, исследовавшие находку, выяснили, что ковчег пролежал в земле около 1000 лет. Предполагают, что он был закопан в алтаре храма во время нападения арабов на Хомс в 636 году или же во время нашествия крестоносцев. После того как святыня была выставлена для поклонения в храме, к ней потянулись паломники. Возле ниши, где в особом звездообразном сосуде из серебра, богато украшенном драгоценностями, хранится пояс Богородицы, находится кувшин, в который верующие опускают записки, адресованные Пресвятой Деве, и он всегда полон.

Тропарь Ризоположения, глас 8.

Кондак, глас 2.

Подобен: В молитвах:

Богоприятное Твое чрево, Богородице, объемший пояс Твой честный держава граду Твоему необорима и сокровище есть благих неоскудно, едина рождшая Приснодево.

Кондак, глас 4.

Подобен: Явился еси днесь:

Честнаго пояса Твоего положение празднует днесь Твой, Препетая, храм и прилежно взывает Ти: радуйся, Дево, христиан похвало.

Комментирование запрещено