Таинство Причащения

ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕ́НИЯ (ЕВХАРИ́СТИЯ)

«Тело Христово примите, Источника Безсмертного вкусите», – уже больше двух тысяч лет поет Церковь Христова, когда христиане Причащаются Святых Христовых Таин.

Таинство Причащения Святых Таин, или Евхаристия (по-гречески «благодарение»), – это величайшее таинство Церкви, установленное Самим Спасителем во время Тайной вечери и данное Им нам как необходимость в деле нашего духовного спасения: «Иисус взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26–28).

В таинстве Причащения действием Святого Духа принесенные в жертву Богу хлеб и вино претворяются (меняют свое существо, превращаются) в Тело и Кровь Господа Иисуса Христа.

«Без таинства Евхаристии нет христианства, нет Церкви, нет спасения. И если бы мы имели все остальное, что дает нам Церковь, но не имели бы таинства Причащения – мы были подобно богачу, которому дано войти в роскошный дворец и пользоваться всеми сокровищами в нем, но у которого отнята жизнь.

Сам Господь сказал Своим ученикам: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни… Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие; Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 53, 55–56)».Протоиерей Валентин Свенцицкий.

По учению Православной Церкви, каждый христианин во время Причастия таинственно (непостижимо для нашего разума) соединяется со Христом и делается причастником вечной жизни.

«Святые Таины называются Божественными Дарами, потому что подаются нам Господом совершенно туне, даром, незаслуженно с нашей стороны. Вместо того чтобы нас наказывать за бесчисленные наши беззакония, совершаемые каждый день, час, минуту, и предавать нас смерти духовной, Господь в Святых Таинах подает нам прощение и очищение грехов, освящение, мир душевных сил, исцеление и здравие души и тела и всякое благо, единственно только по вере нашей». Праведный Иоанн Кронштадтский.

Таинство Евхаристии начинается с благодарственных молитв, читаемых священником, которые постепенно подводят нас к самому главному – Таинству преложения, или пресуществления (изменения сущности вещества).

Как происходит пресуществление Святых Даров

Во время святой Евхари́стии (на Литургии) происходит пресуществление хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христову силой и действием Духа Святого, Которого священник призывает в это время особой молитвой.

Господь восхотел, чтобы мы не видели телесными очами Тела и Крови Христовых, но духом веровали, что это Они на основании слов, сказанных Им Своим ученикам на Тайной вечере: «Сие есть Тело Мое и Сие есть Кровь Моя» (Мф. 26, 26–27).

«Приобщение Тела и Крови Христовой есть Таинство. Таинство потому так называется, что оно – тайна, умом человеческим непостигаемая, но восприемлемая верой. Таинство Причащения есть одно из тех семи таинств, через которые верующим подается благодать. Как совершается Таинство Тела и Крови Христовой, то есть как прелагается хлеб в Тело, а вино в Кровь Христову – это постигнуть невозможно. Но что это действительно так бывает, то в этом невозможно сомневаться тому, кто верует во Христа и верит слову Его». Митрополит Макарий (Невский)

Как часто следует Причащаться

Первые христиане могли причащаться каждый день. Согласно восьмому Апостольскому правилу, того, кто долго не причащался без уважительной причины, отлучали от Церкви. И в более поздние времена Святые Отцы призывали приобщаться Святых Христовых Таин как можно чаще. Хотя единого мнения на сей счет, конечно же, быть не может.

Начиная с XVIII века в России сложилась практика редкого причащения: от одного до четырех раз в год – по большим праздникам или в посты. В современной церковной практике миряне, регулярно посещающие храм, причащаются обычно один раз в месяц или же в той мере, в какой это определяет их духовник.

«Неопустительно (обязательно) исповедоваться и приобщаться во все посты и, кроме того, двунадесятые и большие праздники; чем чаще, тем лучше – не мучая себя мыслию, что недостойна, и не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением Святых Христовых Таин.

Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы грешен ни был человек, но лишь в смиренном только сознании великой греховности своей приступит к Господу, искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, то будет очищаться благодатью Христовой, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется». Преподобный Серафим Саровский.

Существует также благочестивый обычай причащаться в день празднования своего святого (на именины), в день Ангела (день своего Крещения, когда человеку дается Ангел Хранитель), в день своего рождения, супругам – в день их Венчания.

Как готовиться к Святому Причащению

Величие даров Святой Евхари́стии возлагает на желающих принять эти Святые Таины определенные обязанности: они должны подготовиться – очистить свою совесть, исправить жизнь, иначе действие Святых Таин будет им в осуждение.

Каждый христианин должен усвоить непреложное правило: при всем величайшем значении и необходимости для нас причащения, к нему нельзя приступать без предварительного очищения себя покаянием в исповеди священнику.

Исповедоваться можно вечером или утром, перед Литургией. Перед исповедью нужно непременно примириться как со своими обидчиками, так и с теми, кого обидел сам, смиренно испросив у всех прощения..

Без исповеди никто, кроме детей до семи лет, не может быть допущен к Святому Причащению!

«Что лучше: редко или часто приобщаться Святых Христовых Таин? – сказать трудно. Закхей с радостью принял в свой дом дорогого гостя – Господа, и хорошо поступил. А сотник, по смирению, сознавая свое недостоинство, не решился принять, и тоже хорошо поступил. Поступки их, хотя и противоположные, но по побуждению одинаковые. И явились они пред Господом равно достойными. Суть в том, чтобы достойно приготовлять себя к великому Таинству». Преподобномученик Никон (Беляев) Оптинский.

Для того чтобы достойно приготовиться к этому таинству, верующий обязан гове́ть (поститься). Гове́ние продолжается несколько дней (не менее трех) и касается как телесной, так и духовной жизни человека. Телу предписывается воздержание (то есть телесная чистота) и ограничение в пище (пост) – следует отказаться от скоромной пищи: мяса, яиц, молока и молочных продуктов, при строгом посте – и от рыбы; в остальной пище надо соблюдать умеренность.

«Насколько велико и чудно это таинство, настолько же верно и то, что если приступишь к нему с чистотой – приступишь во спасение, если же с совестью лукавой – в наказание и мучение». Святитель Иоанн Златоуст

В дни гове́ния следует чаще посещать богослужения и, если позволяют обстоятельства, более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило: кто обычно читает не все утренние и вечерние молитвы, в это время должен читать все полностью.

Накануне причащения надо быть на вечернем богослужении, а дома вечером прочитать, кроме обычных молитв на сон грядущим, и:

  • канон покаянный или Иисусу Сладчайшему;
  • канон Пресвятой Богородице;
  • канон Ангелу Хранителю;
  • канон ко Причащению.

После полуночи уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к таинству Причащения Святых Таин натощак (и тем более не курят).

Утром до службы прочитываются молитвы утренние.

Как происходит Причащение Святыми Дарами

В древней Церкви (до V века) миряне причащались так: епископ или священник преподавал частицы Тела Христова мужчинам в руки, женщинам – в чистые платки. Затем дьякон давал всем приобщаться Крови Христовой прямо из Чаши.

Во время святительского служения Иоанна Златоуста одна женщина унесла частицу Тела Господня домой и пыталась использовать ее для колдовства. Узнав об этом, святитель Иоанн распорядился причащать мирян посредством лжицы (ложечки), которой извлекаются из Чаши частицы Тела Христова, предварительно погруженные в Его Кровь и пропитанные Ею. При этом было введено в обычай тут же запивать Причастие теплой водой с вином для ясного свидетельства того, что каждый мирянин действительно причастился Святых Таин.

Это был промыслительный случай, благодаря которому причащение мирян приобрело должное символическое соответствие духовным истинам.

Древние толкователи обратили внимание на то, что Господь, Сам совершая на Тайной вечере претворение хлеба и вина в Свои Тело и Кровь, дал Своим ученикам сначала Тело, а затем Свою Кровь из чаши.

Причащение Святых Таин прочих уверовавших людей началось уже после страданий Господа на Кресте и после Его воскресения, когда всем людям, всему миру было явлено обагренное кровью Тело распятого Спасителя.

В соответствии с этим по установлению святого Иоанна Златоуста и был установлен весь порядок причащения. Справа в алтаре, как в Сионской горнице, священнослужители, которые в данном случае символизируют ближайших ко Христу учеников – апостолов, приобщаются Святых Таин раздельно, как они были преподаны Христом на Тайной вечере, что вполне соответствует и другим церковным и богослужебным отличиям, выделяющим освященное духовенство от общей среды верующих. Затем через открытые Царские врата Чаша, в которой частицы Тела Христова уже обагрены Его Кровию, торжественно выносится к мирянам. Миряне причащаются, таким образом, Тела и Крови, соединенных вместе.

Как правильно подходить к Чаше со Святыми Дарами

Вот что сказано в Церковном Уставе о причастниках: «Желающие причаститься идут один за другим. Поклоняются со всяким умилением и страхом, сложив руки у груди и так, с благоговением и трепетом, принимают Божественные Таины. Во время причащения да приступят чинно, в глубоком смирении, и Христу, истинно в Таинах Сущему под видом хлеба и вина, кийждо да поклонится единожды. Руце к персем (груди) крестообразно согбенне имуще и Христа распятаго исповедающе, и любовь к Нему имут».

То есть каждый причастник должен:

  • положить земной поклон перед Причастием (лучше сделать это заблаговременно при возглашении: «Со страхом Божиим и верою приступите»);
  • перекреститься, когда отверзаются Царские врата, сложить руки крестообразно на груди (правую поверх левой) и так Причащаться; отходить от Чаши следует, не разнимая рук;
  • подходить с правой стороны храма, оставляя левую свободной для прохода;
  • ждать своей очереди для Причастия после служителей алтаря, монахов, детей; ни в коем случае не толкаться и не стремится получить Причастие первым;
  • подойдя к Чаше, громко и отчетливо назвать свое имя, принять Святые Дары, проглотить их, затем поцеловать нижний край Чаши как ребро Христово;
  • не трогать Чашу руками и не целовать руку священника;
  • не креститься у Чаши, чтобы нечаянно не толкнуть ее (крестообразно сложенные руки заменяют в это время крестное знамение);
  • отойдя к столику с «теплотой» (запивкой), проглотить антидо́р и выпить «теплоту»;
  • принимать Святые Дары только из одной Чаши, даже если Их преподают из нескольких.

Причаститься дважды в день – страшный грех!

Женщинам нельзя подходить к Причастию с накрашенными губами!

После Причастия

Дома следует, прежде всего, прочитать благодарственные молитвы по Святом Причащении (если их читают в храме по окончании службы, надо прослушать молитвы там).

После Причащения желательно сохранять тишину внутреннюю и молчание.

«Итак, христианин, причастившись, берегись, как бы не потерять приобретенное. Держи хорошо, как бы у тебя не выпал из рук драгоценный жемчуг. Остерегайся отовсюду, чтобы лукавый не похитил его у души твоей. Ты освятился Святыми Дарами? Живи, как святой. Ты вышел чистым из бани Божественной благодати? Не впади опять в тину твоих прежних грехов. Исцелился душой? Не заразись опять прежней болезнью. Соединился со Христом? Пребывай со Христом и говори: «Осанна, благословен Грядый во имя Господне». Тому слава во веки. Аминь». Святитель Илия Минятий.

«Божественный Златоуст уверяет, что демоны не могут видеть лица причастника, трепещут и убегают от него, ибо тогда из уст его исходит божественный огонь – зрелище, чудесное для Ангелов и страшное для дьявола…

Причина в том, что Божественное Причащение есть, по словам Симеона Солунского, не иное что, как «наше обо́жение и общение с Богом».

Когда причащаемся, свидетельствует Григорий Богослов, мы получаем участие в благодати, которой обладает Христос, как Бог и как человек. И с этой благодатью мы восходим на такую высоту святости, что, если бы мы в тот миг умерли, наша душа обрела бы себе место в ликах мучеников, девственников и подвижников; мы в одно мгновение достигли бы того, чего они удостоились в столько времени и с такой борьбой…» Святитель Илия Минятий.

В день Причастия не принято вставать на колени, за исключением поклонов перед Плащаницей Христовой в Великую Субботу и коленопреклонных молитв в день Святой Троицы.

После исповеди и причастия должно жить с большим благоговением и осторожностью.

Те, кто не причащается за Божественной литургией, в святые минуты Причастия должны стоять в храме на одном месте с благоговейной молитвой, чтобы не оскорбить Святыни Господней и не нарушить церковного благочиния.

Причащение на дому

Дома могут Причащаться только тяжко больные люди, которые не могут прийти в храм и не надеются скоро поправиться. Для этого родственники должны пригласить священника на дом, изложив ему обстоятельства болезни и состояния больного. Обращаться следует в ближайший к дому храм или к знакомому священнику.

Если человек достойно Причастится и в тот же день скончается, его душа не проходит мытарств, Ангелы несут ее прямо в обители рая – не ради его заслуг и подвигов, а ради той Святыни, которую он принял в этот день.

Комментирование запрещено