Покровский ХРАМ ДО РАЗОРЕНИЯ

Первоначальное основание нашей Покровской на рву, церкви теряется в неизвестности. Из «Строельной книги Калуги» конца XVI века, времён царя Феодора Иоанновича, известно, что она существовала уже в 1593 году и относилась к самым древнейшим церквям города. Возможно, что церковь наша появилась одновременно с образованием калужского посада, поскольку располагалась в непосредственной близости от калужского кремля, у крепостного рва, откуда и получила свое название – «Покрова на рву». В те времена на посаде была еще одна церковь в честь праздника Покрова, но располагалась она значительно дальше от кремля и ближе к реке Оке, а поэтому называлась «Покрова под горой».

КАЛУГА В XVIXVII ВЕКАХ

История каждого храма связана с историей того места, где он пребывает. Так, история нашего Покровского храма тесно связана с историей самого города Калуги.

До середины XVII века города калужской губернии входили в пограничную черту московского государства и должны были иметь значительные укрепления для отражения постоянных набегов татар и литовцев.

В те времена Калуга, согласно традиционному средневековому правилу, состояла из двух главных частей: города и острога.

Городом или крепостью в те времена называли центральную часть поселения, особенно тщательно укрепленную и служившую местопребыванием органов правительственной власти. Ещё эту часть поселения Калуги можно обозначить словом кремль, оговорившись только, что кремлём всегда называли укрепление с каменными стенами, а в Калуге стены этой крепости были деревянные. Город, или кремль, был обыкновенно древнейшей частью поселения (сегодня это, примерно, территория нынешнего городского парка.) Впоследствии, когда население увеличивалось, жители начинали строиться и вокруг города, образуя своими дворами вторую часть поселения, эта часть, находившаяся вне стен крепости, называлась посадом. С течением времени и посад обводился укреплением, но не всегда столь же прочным, как город-кремль. Это второе укрепление называлось острогом.

В конце XVI столетия Калуга имела такой вид: на крутом берегу Оки, между двумя оврагами, по которым протекали речка Березуйка и ручей Городенский, возвышался кремль, обведенный земляным валом с деревянными стенами и башнями. С северо-востока и юго-востока к кремлю примыкал острог. Все эти поселения занимали сравнительно небольшую нынешнюю часть Калуги, простираясь от Березуйского оврага вдоль реки Оки до нынешней ул. Луначарского, а на северо-востоке едва ли далее ул. Достоевского.

Острог был также обведен валом и деревянной стеной с 6-ю проезжими башнями: Покровской, Воскресенской, Егорьевской, Богоявленской, Рождественской, Острожной Водяной и одной глухой – Варварской. Названия башен, очевидно, соответствуют наименованиям церквей, недалеко от которых они находились.

Размеры острога были значительны: почти все 956 посадских дворов располагались внутри него. В административном плане калужский посад был разделен на 14 сотен и 3 слободки: у Зелейного амбара, у Егория мученика (нынешний храм Георгия за верхом) и Рыбная слободка. Очевидно, что и сотни получали свои названия от храмов, в них находящихся. Определенный порядок, в котором были перечислены названия сотен, дает нам представление о церквях, существовавших в конце XVI века:

  1. Покровская сотня – церковь Покрова на рву (ул. Марата, 4).
  2. Пятницкая сотня – (очевидно, была церковь в честь Параскевы Пятницы, не сохранилась).
  3. Пятницкая вторая сотня – (?).
  4. Архангельская сотня – церковь Архистратига Михаила (стояла на углу ул. Дарвина и ул. Ленина, не сохранилась).
  5. Воскресенская сотня – церковь Воскресенская (стояла на ул. Воскресенской, 10, не сохранилась).
  6. Третьяцкая сотня – (очевидно, была церковь в честь Трех Святителей, не сохранилась, позже придел Покровской под горой церкви был освящен в честь этого праздника).
  7. Ильинская сотня – церковь Ильинская (стояла на ул. Кутузова, 12, не сохранилась).
  8. Егорьевская на Воробьевке сотня – церковь Георгия на Воробьевке (стояла на ул. Воробьевской, 9, не сохранилась).
  9. Рождественская сотня – находилась за острогом на подоле, очевидно, что это церковь, которая по описи 1626 года значилась как Преображения Спасово на подоле с приделом Рождества Богородицы (ул. Подвойского, 8, сохранилась).
  10. Покровская вторая сотня – церковь Покрова под горой (ул. Подвойского, 33, не сохранилась).
  11. Егорьевская сотня – церковь Георгия за лавками (ул. Воскресенская, 25/2, сохранилась).
  12. Никольская сотня – церковь Николая Чудотворца за лавками, находилась недалеко от церкви Георгия за лавками, позднее была перенесена на новое место (ул. Энгельса, 14, сейчас это храм Косьмы и Дамиана).
  13. Богоявленская сотня – церковь Богоявленская (ул. Кутузова, 21, здание храма занимает Государственный архив Калужской области).
  14. Варварская сотня – церковь великомученицы Варвары (сейчас храм Знамения Пресвятой Богородицы, ул. Знаменская, 2).

Из 14 перечисленных храмов XVI века до наших дней пять сохранились на прежних своих местах, в том числе и наш храм Покрова на рву.

В начале XVII века на долю Калуги выпали тяжкие испытания: сильное разорение она претерпела в Смутные времена, став ареной военных действий. В 1606 году здесь засел Иван Болотников, в 1610 году в ней устроил свою ставку тушинский вор Лжедмитрий II, после его гибели калужские земли еще долго страдали от нападения шаек польско-литовских захватчиков. В ноябре 1618 года запорожский гетман Сагайдачный почти полностью разорил Калугу: «острог взяли, и церкви Божьи разорили и всякое церковное строенье (убранство) поимали (забрали), и людей многих побили и в полон поимали, а дворы их и в рядех лавки со всякими товары и с хлебными запасы пожгли; а которые досталные посацкие люди ушли в город и сели в осаде, з голоду померли». После ухода гетмана Сагайдачного калужским посадским людям пришлось вновь трудиться над восстановлением острога.

Но на этом страдания калужан не закончились, в 1622 году «на Святой неделе, в четверг Божиим гневом в Калуге город и острог, и дворы их, и лавки с всеми их животы погорали безостанку». И снова пришлось калужанам восстанавливать свой город.

Из «книги Колужские посадцкие письма и дозору Ивана Кузмича Бегичева да подячева Игнатя Пчелина» (1617 год) известно, что калужские посадские люди разделялись только на шесть сотен: Покровскую, Архангельскую, Егорьевскую, Богоявленскую, Рождественскую и Воробьевскую. Это свидетельство того, что после Смутного времени население Калуги значительно уменьшилось, поэтому и острог был устроен уже в гораздо меньших размерах, чем был прежде. Таким он и помечен в писцовой «книге городу Калуге: церквам и в них церковному строенью (т.е. внутреннему убранству храма) и колуским посадцким и всяким людем, которые церкви и колуские посадцкие и всякие люди живут в городе в Колуге и в новом и в старом остроге и за старым острогом, писма и меры Володимера Григорьевича Плещеева да подъячего Ивана Матвеева» (1626 год), где упомянуты уже два острога: новый и старый. Ограда нового острога охватывала гораздо меньшее пространство, нежели старый острог: в своей северной части она совпадала со старым острогом, но обогнув церковь Покрова на рву, шла южнее, примерно по нынешней улице Дарвина. Далее, обогнув церковь Воскресения, шла по нынешней Воскресенской ул., и поворачивала на запад, проходя близ южного края нынешнего Гостиного двора по ул. Кропоткина примыкала к укреплениям города где-нибудь близ восточной башни кремля.

План города Калуги 1899 года с указанием границ кремля (к.к.к.), нового (н.н.н.) и старого (с.с.с.) острогов, которые существовали в XVII веке. (План П.А. Трейтера).

П – Покровская башня; И – Ильинская башня; В – Водяная башня.

  1. 1. Соборная церковь Живоначальной Троицы. 3. Ц. Алексея Митрополита. 4. Ц. Николы Чудотворца (позднее перенесена, сейчас — Николо-Козинская). 5. Ц. Всемилостивого Спаса да Покрова Святей Богородицы (сейчас – Покрова на рву). 6. Ц. Рождества Пресв. Богород. с приделом Никиты мученика. 7. Ц. Василия Блаженного (позднее перенесена на свое нынешнее место, на ул. Герцена). 8. Ц. Сретения Пресв. Богород. (позднее перенесена, сейчас – ц. Жен-Мироносиц). 9. Воскресенская ц. 10. Ц. Архистратига Михаила. 11. Ц. Николы Чудотворца с приделом Косьмы и Дамиана (позднее перенесена, сегодня – ц. Косьмы и Дамиана). 12. Ц. Богоявленская. 13. Ц. Покрова Святей Богородицы с приделом Трех святителей. 14. Ц. Рождества Христова (позднее перенесена, сейчас находится на ул. Энгельса). 15. Ц. Пророка Илии. 16. Ц. Преображения Господня с приделом Рождества Пресв. Богородицы (позднее придел в честь ИБМ Казанская). 17. Ц. Георгия за лавками. 18. Ц. Петра и Павла. 19. Ц. Георгиевская на Воробьевке. 20. Ц. Крестовоздвиженская на Воробьевке. 21. Ц. Великомученицы Варвары (позднее Знамения Пресв. Богородицы с приделом Великомученицы Варвары). 26. Ц. Преображения Господня в Новой слободе. 27. Ц. Николая Чудотворца в Новой слободе. 28. Ц. Успенская в Ямской слободе.

Сам кремль всегда был укреплен значительнее, чем острог. С трех сторон он был защищён крутыми берегами реки Оки, Березуйского и Городенского оврагов, а с северо-восточной стороны имел вал, у подножия которого с наружной стороны был широкий рукотворный ров, сажень в десять шириною. Со всех четырех сторон кремль был обнесен мощными бревенчатыми стенами с 12-ю башнями. Четыре возвышались по углам крепости, и еще восемь башен было между ними, из них три с проезжими воротами. На юго-восточной стене, обращенной к Городенскому оврагу, была Ильинская башня с главными проезжими воротами. От ворот шел дубовый мост в 27 сажень длиною, перекинутый через овраг к площади. Вторая проезжая башня – Водяная находилась почти над самым съездом к Оке. Угловая северная башня кремля обозначена в описи так: «наугольная, что против церкви Покрова Святей Богородицы». Она возвышалась приблизительно у Каменного моста. Далее стена шла до проезжей Покровской башни, под которой находились проезжие Покровские ворота. Башня находилась в середине северо-восточной стены кремля. От этой башни шел через ров дубовый мост длиной в 10 сажень. Дорога от башни по мосту вела к церкви Покрова Пресвятой Богородицы, которая находилась за рвом у Березуйского оврага.

Схема Калужского кремля. Реконструкция А.С.Днепровского.

ЦЕРКОВЬ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА ДА ПОКРОВА СВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ОПИСИ ПЛЕЩЕЕВА 1626 ГОДА

Первое письменное упоминание о калужских храмах появляется только в описи города Калуги, сделанной писцом Владимиром Плещеевым в 1626 году. Из нее мы узнаем, что в кремле находилось 4 церкви, в пределах нового острога значилось 5 церквей, «за новым острогом, в старом остроге» – 11 церквей, и на посаде за острогом – еще одна. Все 21 церковь в городе и на посаде значились деревянными, каменных зданий не было ни одного.

Наша Покровская церковь указана «за городом, в новом остроге, на посаде» и названа: «церковь Всемилостиваго Спаса да Покрова Святей Богородицы, древян клецки», двухпрестольная. На основании некоторых выражений у Плещеева можно с довольно большой вероятностью утверждать, что церковь «Покрова Святей Богородицы» не была истреблена пожаром 1622 г., хотя трудно сказать, в какой мере она сохранилась. И вот что удивительно: несмотря на разорение Калуги гетманом Сагайдачным, когда город и острог были почти полностью разрушены, сожжены и всё ограблено, и второй раз, когда Калуга сильно пострадала в так называемом «большом пожаре» 1622 года; в описи 1626 года говорится, что в Покровской церкви в новом остроге сохранилось «строенье старинное дед и отцов поповых». Вот такое чудо – строенье, т.е. убранство нашего храма было самым богатым из всех калужских церквей того времени, и даже образ Живоначальной Троицы и поставную свечу к нему из Покровской церкви перенесли в Троицкий собор.

Убранство нашей церкви, по сравнению с другими, было значительным: царские врата (по-видимому, хорошей работы); пять местных икон, из которых три – «Происхождение Спасово», Пречистой Богородицы и Всех святых – «обложены сребром»; имелся деисус, что было не во всех храмах; крест напрестольный; сосуды церковные белые, т.е. посеребренные; семь поставных свечей; епитрахиль, стихарь и ризы. При этом отсутствовали колокола, паникадило, кадило и запрестольный образ. Из книг богослужебных имелись: Евангелие напрестольное, Евангелие толковое, Апостол, Служебник, Псалтирь, Октоих, Минея общая, Триоди постная и цветная, Ирмологий, Устав, Пролог и два Трефология.

В описываемое Плещеевым время население Калуги более всего было сосредоточено в пределах нового острога вокруг церквей Покрова, Рождества Богородицы, Сретения, Василия Великого и Введения, а в старом остроге – у Егорья на Воробьевке, т.е. вокруг торговой площади. Церковь «Всемилостиваго Спаса да Покрова Святей Богородицы» владела земельным участком в 531,5 кв. сажень. На церковной земле кроме дворов церковников находилось еще 5 дворов людей, живших «из оброку», т.е. приносящих доход церкви. Среди них: «Марфа Федорова дочь – вдова, бобылиха; бобыли – Павлин Иванов да Харлампейко Федоров сын; стрельцы – Первушко Филимонов сын Карпов, Никита Матвеев сын Дунаев». На церковной земле находились еще дворы: «Покровских попов – Ондрея Кононова и Ярофея Елеуферьева сына; Покровского пономаря Обакумки Тарасова, Покровского дьячка и иконника Ивана Карпова сына; и Покровской проскурницы Матрены Ивановой дочери». В описи из лиц духовного звания только при одном имени есть отметка относительно занятия ремеслом: покровский дьячок Иван, Карпов сын, обозначен иконником.

В этой описи удивляет то, что после стольких разорений калужане восстановили почти все свои храмы. Через 28 лет в 1654 году через Калугу проезжал Патриарх Антиохийский Макарий во время своей поездки в Москву. Большое впечатление Калуга произвела на его спутника, архидиакона Павла Алеппского, сопровождавшего Патриарха: «Этот город очень многолюден, красив и открыт… Что касается города, то он весьма велик, и расположен на краю горы… В нем тридцать благолепных, прекрасных церквей; их колокольни легкие, изящные, приподняты, как минареты; купола и кресты их красивы. Вблизи церквей два величественных монастыря: один для монахов, другой для монахинь». В своих записках Алеппский указывает на характерную черту русского города XVII века – живописность его силуэта, создаваемую контрастным сочетанием высоких шатровых колоколен и церквей с их разнообразными выразительными завершениями и низкой рядовой жилой застройкой.

Такой Калугу можно было увидеть в 1912 году.

Стяжание духовного богатства у русского человека традиционно считалось более высокой целью, чем стяжание материальных благ. Русские крестьяне жили в бедных избушках, крытых соломой, с земляным полом, нередко в ветхой землянке, а храмы возводили как дворцы, золотом украшали маковки церквей. В домашнем быту пользовались сосудами из дерева и глины, а священные сосуды делались из серебра и золота. Сами одевались в простую одежду из домотканой ткани из крапивы, конопли, льна, а ризы священнослужителей были сшиты из драгоценной парчи, украшались золотым и серебряным шитьем. Ризы святых икон были серебряные, вызолоченные и украшались драгоценными камнями.

Воспринятая из Византии красота богослужения, поразившая послов равноапостольного князя Владимира, была сохранена и приумножена на Святой Руси. Великолепие русских храмов поражало даже греков. Максим Грек с удивлением свидетельствовал, что «русские строят великолепные храмы». Курбский писал, что «вся земля русская от края и до края, подобно чистой пшенице, держится верою в Бога. В ней Божии храмы числом подобны звездам небесным, в ней множество монастырей, которых никто не в силах перечислить».

Обилие прекрасных храмов создавало огромное намоленное пространство, духовную среду обитания нашего народа, формировало русский национальный характер. Воспринимая веру всей душой, русский человек готов и «душу свою положить за други своя», за Церковь, веру, за Отечество. Мы любим то, во что вкладываем душу свою. И чем больше этот вклад, тем дороже объект любви: близкий человек, храм, Отечество, Господь, ибо «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21).

ОПИСЬ ГОРОДА КАЛУГИ 1685 ГОДА.

В 1685 году была составлена новая опись города Калуги воеводой Иваном Полуехтовым. В это время в Калуге было уже 1045 дворов и хорошая крепость: «город рубленой, покрыт тесом».

К сожалению, в конце XVII века калужский кремль сгорел. Паломник, инок одного из Московских монастырей, уроженец Калуги, проезжавший через Калугу в 1700 году, так ее описал: «Град Калуга стоит на Оке реке, на левой стороне, на горе, высоко, красовито; немного таких городов в Московском государстве. А города [кремля] нет; был деревянный да сгорел, только башня одна с проезжими воротами осталась. А церквей в нем каменных 11, деревянных 18. Жильем зело пространен; люди зело доброхотны; приволен зело хлебом и овощом, и лесом всяким, и дровами доволен; другаго поискать такова города в Московском государстве; площадь торговая зело хороша, рядов такожде много, торговых людей весьма много и зело проходцы в чужия земли с купецкими товары: в Сибирь, в Китай, в немецкие земли, в Царьград».

Из описи Полуехтова видно, что в 1685 году на 1045 дворов приходится 27 церквей (в среднем на один приход 38 дворов), из них 4 уже каменные: Алексея Митрополита, Покрова под горой, Воскресения Христова и Рождества Богородицы, с приделом Никиты мученика. В этой описи наш храм назван «церковью Покрова Пресвятей Богородицы с приделом Происхождения Честных Древ», деревянный. После 1685 года, вместо обветшавших и сгоревших деревянных церквей, стали строить только каменные.

Академик архитектуры М.Т.Преображенский считал, что в XVII веке шесть церквей были построены каменными на прежних своих церковных местах. До 1685 года построены три: Покрова под горой, Никитская и Воскресенская; а в 1687 г. еще три: Ильинская, Покровская на рву и Архангельская: «Около церкви Покрова на рву осталось наглядное тому доказательство: каменный столб с иконами, воздвигнутый на месте бывшего здесь деревянного храма Покрова Святей Богородицы, стоявшего сажени на 4 севернее настоящей каменной».

Остается загадкой, когда же все-таки был построен каменный храм Покрова на рву?

В клировых ведомостях Покровского храма значится, что «церковь построена в 1685 году приходскими и посторонними вкладчиками. Это известно по топографическим известиям, напечатанным при С.Петербургской Академии наук в 1772 году». И в «Метрике для получения верных сведений о древнеправославных храмах Божиих, зданиях и художественных предметах» отмечено: «Церковь сия построена в 1685 году. Церковь каменная. Построена усердием приходских и посторонних вкладчиков. Храмоздатель и главный мастер, строивший церковь, неизвестны. Церковь находится в г. Калуге, осн. при овраге, в коем течет речка Березуйка. Более поздних пристроек нет».

Однако, в описи города 1685 года церковь наша значится деревянной. В Калужских епархиальных ведомостях за 1863 г., в «Летописи градо-Калужских церквей», читаем: «Нынешняя Покровская церковь, с приделом Иоанна Воина, построена в 1687 году». И в «Церковной летописи города Калуги», помещенной в Памятной книжке Калужской губернии на 1873/74 год, указано: «Нынешняя церковь, с приделом Иоанна Воина, построена в 1687 году». Очевидно, что на эти летописи и ссылались в дальнейшем наши известные калужские краеведы.

АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК КАЛУЖСКИХ ЦЕРКВЕЙ

Храмов на Руси было превеликое множество, но они не походили один на другой. Можно, конечно, обобщить их в некие группы, например по архитектурным стилям или по региональным особенностям декорации, по принадлежности к той или иной эпохе. Но всегда приходится констатировать, что каждый храм по-своему уникален.

Печально, что в наше время храм не является архитектурной доминантой, красивейшим зданием города или деревни, как это было в старину. Он может быть в какой-то мере необычным, диковинным, но не лучшим. Это отражает мировоззрение современного человека, для которого сам он, со всеми своими материальными потребностями, стоит на первом месте. Теперь маленькая церквушка едва видна среди громад городских многоэтажек, а убранство большинства храмов вряд ли может сравниться с роскошью домашнего быта, что тоже показательно. Значит, духовное в людях задвинуто на самую дальнюю и пыльную полку. Дело доходит до того, что кое-кто даже раздраженно кивает в сторону золоченых куполов, настолько отдалив себя от Бога, что золото церковных главок он мнит словно у себя украденное, или будто оно предназначалось ему, но по какой-то нелепой случайности оказалось на кровлях храма. Люди стали забывать, что главная ценность человека – это Царство Божие, олицетворением которого и является храм.

Первые храмы нашей Православной Церкви были подобны византийским: четырехстороннее, почти кубическое, здание с пирамидальной, отлогой крышей, увенчанной в вершине массивным цилиндром, с шарообразной главою и греческим, четырехконечным крестом. Впоследствии церковные крыши стали венчать пятью главами. Форма самих глав, в начале совершенно шарообразная, постепенно изменялась в репообразную, или грушеобразную. В некоторых церквях делали даже по две и по три главы одна на другой, так было у Никитской и Казанской у нас в Калуге. Но этот прием принадлежал строителям уже более позднего времени.

С восточной стороны храма выдавался алтарь, имеющий в плане округленную форму, крыша которого упиралась в стену церкви ниже главной крыши. С западной стороны был вход, с северной и южной расположены были пролеты окон, а в храмах бóльших размеров – пролеты боковых дверей.

Это самая старинная форма церковных построек, из которой видно, что храмы первых времен русского Православия строились совершенно отдельным зданием без колоколен. Это можно видеть в московских Архангельском и Успенском соборах.

На некотором расстоянии от храма, перед западным или главным входом, наши предки имели обыкновение строить так называемые звонницы. Эти звонницы состояли из широких, проездных, ворот, над которыми устраивался род небольших колоколен.

Впоследствии нашли нужным для разных удобств делать крытые сообщения храма со звонницею, и это послужило к первоначальному устройству трапез.

Таким образом, составился тип наших православных церквей.

Теперь обратим внимание на наружную отделку храмов.

Самые старинные здания церковной архитектуры отличались простотой. В этом случае внимание наших предков-строителей всего более было направлено к тому, чтобы здание было прочно построено. Есть церковные стены толщиной до трех аршин и более. При этом они нисколько не стеснялись законами симметричности и пропорциональности.

Мало помалу, церковные здания стали принимать более строгую и симметричную форму; расположение окон и дверей было правильнее и начинало появляться стремление к наружному украшению.

Первыми образчиками наружных деталей служила деревянная резьба, которой так красиво, пестро и затейливо украшались хоромы и терема князей и бояр того времени, когда только одни церкви были каменной постройки. Наклонность к этой резьбе вообще сильно развита в нашем народе.

Эти-то деревянные украшения: широкие, испещренные карнизы, затейливые наличники и фронтоны над окнами, витые колонки, гребни на крышах, балюстрады на крыльцах и балконах и т.д. – древние строители стремились воссоздать из кирпича и извести для украшения каменных церковных зданий.

В Калужских епархиальных ведомостях за 1866 год были описаны шесть «особенно замечательных самых древних каменных памятников церковной архитектуры города Калуги»: Воскресенская церковь построена до 1654 года; Георгия, что за верхом, или Крестовоздвиженская построена в 1701 году; святителя Николая Чудотворца в Новой слободе построена в 1691 году; Георгия за лавками, считается построенной к 1700 году; церковь Знамения Пресвятой Богородицы построена в 1720 году; Покрова Пресвятой Богородицы, на рву, построена в 1687 году.

Церковь Покрова на рву, описана так: «Архитектура и распланировка этой церкви замечательна тем, что здесь с деталями самыми древними, соединена красота и правильность новейших построек. Общий вид и силуэт церкви, как со стороны алтаря, так и с боковой стороны довольно красив и грациозен.

По всему видно, что постройкой Покровской церкви заведывал опытный и, по тогдашнему времени, весьма сведущий строитель. В разбивке окон, совершенно правильной, замечательно следующее отступление от древняго строительнаго правила; на северной и южной стенах самой церкви расположены по три, а не по два окна, как это всегда делалось в древних церквах. Отделка этих окон замечательно красива.

Особенное внимание обращают на себя, своей архитектурой, боковые входы в церковь, образующие род крытых папертей. Отлогая арка со свесом посредине, краями своими опирается на невысокия колонны весьма древней формы. Подобные входы сохранились только в особенно древних церквах (напр. Василия Блаженнаго в Москве).

Колокольня красивая и высокая с большими отступлениями от древних приемов, с боковых сторон имеет древней формы и отделки весьма красивыя окна.

Кирпичная кладка стен, конструкция сводов и арок – древняя».

Вид на церковь Покрова на рву. Гравюра из фондов ГАКО.

Архитектурный облик калужских церквей конца XVII и первой половины XVIII века сложился под непосредственным влиянием московского зодчества. Московская же каменная архитектура, заимствовав основы византийского искусства от суздальской и новгородской, развивалась под влиянием востока, художников из Италии и местного народного творчества, заимствуя многое от деревянной архитектуры.

По типу строения и отделки наш храм похож на московские безстолпные храмы второй половины XVII века. Это один из распространенных древних типов храмов.

В книге известного академика архитектуры Михаила Тимофеевича Преображенского, уроженца Калужской губернии, «Памятники древнерусского зодчества в пределах Калужской губернии: Опыт исследования древнерусского зодчества по губерниям академика архитектуры М.Т.Преображенского», 1891 года, отмечено, что из городских церквей Покровская на рву особенно выделялась богатыми кирпичными деталями. Здесь же приведено описание храма, как памятника древнего зодчества второй половины XVII века:

«В настоящее время церковь пятиглавая, одноэтажная, с крыльцами при боковых входах; с западной стороны находится трапеза с приделом Иоанна Воина и колокольня. Отличаясь богатыми оконными наличниками из лекального кирпича, церковь эта видимо пострадала во время пожаров, два раза опустошавших город в половине XVIII столетия, так что пять глав её заменены новыми в духе названного столетия. Эти главы, за исключением средней, поставлены уже не на прежних местах, а на самых углах церковного корпуса. Раньше, вместо средних окон, на боковых фасадах храма, судя по иным размерам, а равно и деталям, были киоты с образами, как и назначено на чертеже, на котором также реставрированы и отверстия боковых окон, немного растёсанных в настоящее время».

Часть южного фасада с деталями окна, киота и угловой части главного карниза. 

Чертеж академика архитектуры М.Т.Преображенского. 1891 год.

Настоящая или четверик нашего храма составляет основной объем, к которому с восточной стороны примыкают три пониженные апсиды трехчастного алтаря, а с западной стороны – трапезная и колокольня. И в настоящее время фасад четверика особенно выделяется богатыми кирпичными деталями. Отделка наличников окон замечательно красива. Они состоят из колонок с перехватами, которые поддерживают маленькие фронтончики, с украшениями в тимпане. Наличники окон южного фасада украшены более пышно, нежели северного. Выше наличников храм опоясан ажурным орнаментом, а над ним, под кровлей, кокошники – по пяти с южной и северной сторон, а с восточной и западной – шесть. По углам храма, вверху, по четыре связанных тонких колонок без капителей. Фасад четверика не оштукатурен, а просто покрыт побелкой, что характерно для старинных церквей XVII столетия. С южной и северной сторон четверика расположены по три окна вверху и по одному внизу. В алтаре и предалтариях пять окон, среднее заложено кирпичом. В трапезе, с южной и северной сторон, по три окна. Решетки у окон в настоящей продольные с поперечными фигурными переплетами и снизу и посередине, в трапезе – решетки коленчатые, наличники у окон снаружи гладкие.

Крыша на сводах четверика крестовая, на четыре ската, с пятью главами: одна в центре и четыре по углам. Кровля по всему периметру алтаря, четверика, трапезы и боковых крылец была украшена резным подзором.

Внутри четверик имеет форму, приближенную к квадрату, покрыт сомкнутым сводом; такой же свод устроен и над трапезой. Алтарь от храма отделяется каменной стеной с тремя пролетами. Притвор отделяется глухой стеной с пролетом. Своды, в настоящей, крестовые, без опоры на столбах. Столбов среди церкви нет.

Алтарь трехчастный, отделенный внутри двумя арками. Своды в алтаре без столбов, голосников в сводах и стенах нет. Окон в алтаре и предалтариях четыре. Помост в алтаре воздвижен против помоста храма на пол-аршина. Переделок в нем и исправлений не было.

«Солея каменная, возвышающаяся на пол-аршина от помоста храма, отделена железною крашеною решеткою, протянутою от правого клироса к левому с тремя дверками, из коих средние, против царских дверей, половинчатые. Амвон, выдающийся полукружием, против солеи, вымощен белым камнем. Клиросы устроены на солее с продолговатым кверху киотом, позади клиросов с резными позлащенными украшениями».

Четверик отделен от трапезы капитальной стеной, толщина которой составляет 133 см. Посередине этой стены находится большая арка высотой 260 см. и шириной 258 см. По бокам её ещё две небольшие арки высотой 240 см, шириной 117 см, в настоящее время заложены кирпичом. Толщина стен, как четверика, так и трапезы примерно 120 см.

Западная стена четверика 2010 г.

Связи в стенах железные, из брускового железа; в своде четверика две верхние крестом параллельно стенам, и четыре ниже, также крестом параллельно стенам и на небольшом расстоянии друг от друга, и ещё 4 небольшие железные скобы в углах. В своде трапезы два железных бруса проходят параллельно четверику; сохранилась и одна железная скоба в северо-западном углу. Своды четверика и трапезы по четырем сторонам украшены лепниной в виде витых столбиков, концы которых увенчаны трилистниками. В центральной части свода четверика сделана рамка из лепнины, напоминающая по форме прямоугольник с восемью выступающими полукружиями. В трапезе гладкой лепниной также украшены арочки окон и основание стен.

  Свод четверика 2010 г.  

О древности постройки нашего храма свидетельствует и наличие голосников – приспособлений, усиливающих звучание голоса, что являлось характерной особенностью архитектуры древних храмов в России. Голосники устраивались зодчими таким образом: при строительстве в стену вкладывали горизонтально глиняный сосуд, чтобы горлышко смотрело из стены − внутрь помещения. К сожалению, секрет постройки голосников утерян. Встречаются они лишь в нескольких храмах Калуги XVII века. В храмах более поздних построек голосников уже нет. После проведенных реставрационных работ 2008 года, голосники были открыты в четверике в верхних частях всех четырех стен: на северной – 11, на восточной – 8, на южной – 13 и на западной − 20. В трапезной части церкви только один – над приделом мученика Иоанна Воина в потолочном своде.

   Голосники в четверике храма после реставрации 2008 года:  восточная стена – 8 голосников, западная –20, северная – 11, южная – 13.

Голосник над приделом Иоанна Воина в трапезной части храма.

При постройке четверика, к нему одновременно были пристроены, с южной и северной сторон, два крыльца. Замечательна архитектура этих боковых входов в церковь, образующих род крытых папертей на столбах-кубышках, с опирающимися на них двойными арочками со свесом посередине в виде висящей между ними «гирьки». На южном крыльце, над «гирькой», находится киот, в котором когда-то был написан образ, к сожалению, до нас не дошедший.

Примыкающая к трапезной колокольня красивая, восьмиугольная, но невысокая, имеет два нижних яруса, относящихся ко времени возведения храма, они отличаются массивными стенами. На южной и северной сторонах колокольни небольшие оконца, украшенные наличниками, на западной – киот, также украшенный наличником, в котором находился образ. Переход от основания четверика к восьмиграннику, некогда существовавшего шатрового завершения, сохранился прежний. Верх же колокольни был перестроен в стиле русского классицизма, и в своем существующем виде не соответствует архитектурному стилю храма. В восьмиграннике расположены четыре больших окна-проема и четыре поменьше.

«Церковь в вышину до крыши саженей 7, а вышина колокольни в каменном здании саж. 16, в длину с алтарем 12 саж., а в ширину 14 аршин. Построена из кирпича. Стены её доходят толщиной в 2 аршина, выкладены сплошь каменою кладкою из кирпича обожженного, весом в 18 фунтов, стены сохранились в своем первобытном виде. Связи в стенах железные».

Ряд больших пожаров 1742, 1754, 1758 годов каждый раз уничтожал значительную часть нашего города. В первом пожаре сгорело 11, во втором 14 церквей, в третьем две церкви, очевидно, в один из этих пожаров пострадала и кровля нашего храма, особенно верх четверика и колокольни. Известно, что в 1790-х годах перестройкой пятиглавия нашего четверика занимался архитектор И.Д.Ясныгин, возможно, он же занимался и перестройкой верха колокольни. Сам же храм не пострадал, и за всю свою историю никогда не перестраивался и не достраивался.

ПОКРОВСКАЯ СЛОБОДА

По описи, произведенной в 1734 году, Калуга делилась на 9 частей – город и 8 слобóд: Солдатскую, Благовещенскую, Покровскую, Богоявленскую, Знаменскую, Воробьевскую, Георгиевскую и Спасскую. Слободá обычно получала свое название либо по ремеслу, которым занимались её жители, либо по храму, вокруг которого она располагалась. Когда город разрастался, то уже улицы получали названия от храмов, которые находились вблизи от них. В разное время название «Покровских» носили: ул. Марата, часть ул. Дарвина, ул. Карпова. На плане города 1912 года можно видеть, что два переулка, отходящие от нашего храма, носят название Покровских (ныне ул. Карпова и часть ул. Дарвина).

Фрагмент плана города Калуги 1912 года.

До революции приход Покровской на рву церкви охватывал нынешние улицы Марата, Достоевского, Дзержинского, Театральную, Карпова, Кропоткина, Дарвина и Пацаева. Жители этой территории были прихожанами нашей церкви. Так, согласно «Расписанию приходов в городе Калуге, утвержденному Святейшим Синодом» в 1890 году, приход Покровской церкви был небольшим, всего восемь улиц, 49 домов и прихожан 228 человек:

Название улиц Число        домов Число людей
Муж. пола Жен. пола Обоего пола
1 Почтовая
/ныне ул. Кропоткина/
5 26 32 58
2 Облупская
/ныне часть ул. Театральной/
3
3 Сухозанетский переулок
/ныне ул. Карпова/
5 7 9 16
4 Покровская
/ныне часть ул. Дарвина/
8 26 13 28
5 Большая Мясницкая
/ныне ул. Марата/
11 15 13 28
6 Масленниковская
/ныне часть ул. Дзержинского/
5 12 17 29
7 Старомясницкая
/ныне часть ул. Достоевского/
6 13 12 25
8 Кольцовский переулок
/ныне ул. Пацаева/
6 15 12 27
Итого: 49 114 108 228

Приход нашего храма был одним из «беднейших» в городе. В Калужских епархиальных ведомостях в 1862 году поднимался вопрос об упразднении некоторых церквей, в частности, нашей: «В общей сложности на каждый причт, средним числом, приходится в г. Калуге по 284 души муж. пола. В частности же есть приходы менее чем в 100 душ. Зачем, например, церкви в г. Калуге: Никитская только при 46 душах, Георгиевская на Воробьевке при 149, Ильинская при 56, Покровская на рву при 148, Архангельская при 119?.. Почему бы приходы сих церквей не соединить два или даже три в один?..»

В 1890 году приход нашей «беднейшей» церкви составлял уже только 114 душ мужского пола. Но к нашей большой радости храм уцелел, не упразднялся и не закрывался вплоть до советских времен.

ПОКРОВСКИЙ ХРАМ НАКАНУНЕ РЕВОЛЮЦИИ

Согласно ведомости о церкви за 1916 год, нашему храму принадлежали: «каменный одноэтажный с полуподвальным этажом дом со всеми хозяйственными и надворными постройками [дом сохранился, находится западнее колокольни]; сторожка деревянная, крытая железом; часовня каменная, находящаяся на Березуйском овраге; и часовня каменная, стоящая на площади Мясных рядов.

Земли усадебной при церкви Покрова, что на рву, по плану землемера Голицкого и по определению Калужского окружного суда от 23 ноября 1910 года состояло 895 квадратных саженей (0,4 га)».

О судьбе каменной часовни, находящейся на Березуйском овраге, подробно рассказано в разделе «История Покровского кладбища».

Место нахождения второй каменной часовни, принадлежавшей нашему храму и находившейся когда-то на площади Мясных рядов, нам пока точно неизвестно. Можно только предположить, что она была построена на месте того самого каменного столба с иконами, которым было обозначено место престола первого деревянного храма.

 

Много еще белых пятен в истории нашего храма, много еще открытий ждут своих исследователей. Хотелось бы обратиться ко всем калужанам, которым небезразлична история их родного города: может быть, у кого-то есть фотографии, связанные с Покровским храмом, с Березуйским оврагом, возможно, сохранились какие-то семейные предания, воспоминания; мы будем очень благодарны, если Вы поделитесь этим с нами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *