Период гонений

Период гонений

Мы пока точно не знаем, когда был закрыт храм и кто был его последним настоятелем. Наши сегодняшние прихожане рассказывали нам, по воспоминаниям своих родителей, как из храма выносили иконы и церковную утварь, всё бросали в одну большую кучу на поляне возле храма. Что-то уносили, что-то на месте рубили и сжигали. Люди окрестных домов в ужасе взирали на происходящее, но не посмели возражать новой власти. Рассказывали об одном странном мальчике по прозвищу «монах», которому удалось потихоньку изъять из общей свалки с десяток небольших икон и унести домой. Вскоре после закрытия храма в 1930-х годах в нем открывают инкубаторную птицеводческую станцию, которая просуществовала до 1990 года. Администрация инкубатора разместилась в алтаре. Там была сделана печь, а трубу вывели через алтарную крышу. Четверик перекрыли на 2 этажа. На первом этаже была бухгалтерия, а второй не использовался, благодаря чему там долгое время сохранялись лепка и росписи храма. Все остальные стены были тщательно забелены. Сам инкубатор располагался с северной стороны трапезной части храма, на южной стороне был склад готовой продукции.

  Храм Покрова в период инкубаторной станции. 1950-е годы. 

  Храм Покрова на рву. 1968 год.

Администрация инкубатора в алтаре Покровского храма.

 Солея Покровского храма во времена инкубатора.

  Верхняя, северо-восточная часть перекрытия четверика.

Верхняя, юго-западная часть четверика Покровского храма в период инкубаторной станции.

Трапезная часть Покровского храма после инкубаторной станции.

По воспоминаниям жителей, зимой 1941-го года, когда в Калуге уже были фашисты, их штаб находился рядом с храмом, в здании, где сегодня находится военкомат, поэтому советская авиация при бомбежках старалась бомбить именно этот квадрат, но за все время только одна бомба попала в храм. Она повредила только кровлю четверика, а свод и стены остались целыми.

Вид на храм Покрова с ул. Баженова. Фото начала 1950-х годов.

После войны храм по-прежнему был одним из самых красивых в городе памятников русского зодчества второй половины XVII века, несмотря на то, что в нем все еще находился инкубатор, который наносил памятнику невосполнимый ущерб. В 1990 году решением исполкома облсовета народных депутатов церковь Покрова на рву передаётся в арендное пользование музыкальному обществу Калужской области. А производственному объединению «Калужское» по птицеводству было предложено перевести инкубаторную птицеводческую станцию в другое место.

Вид на Каменный мост и храм Покрова на рву. 1961 год.

Универсальный кооператив «Деэнлир» (деловые, энергичные лирики) приступил к реконструкции помещения. По плану до 1995 года его рабочие должны были переоборудовать церковь в концертный зал – своеобразный дом пропаганды классической музыки. Но 20 сентября 1994 года храм был возвращен Русской Православной Церкви. Когда администрация концертного зала узнала о возвращении храма РПЦ, из него было вынесено и вырвано с корнем все, что только было возможно. К этому времени уже исполнились пророческие слова: «Кто храм растлит, того Бог растлит». Идея городского отдела культуры о том, чтобы устроить в храме органный зал, проводить спектакли и зарабатывать на этом большие деньги, потерпела полное крушение. С каждым днем деятельность этого «зала» приносила не ожидаемую прибыль, а, наоборот, огромные долги. Результатом чего стало отключение центрального отопления. Система центрального отопления разморозилась, трубы и радиаторы полопались, и всепроникающий холод и сырость разрушали все, что было сделано внутри храма. В таком виде храм предстал перед теми, кому предстояло возродить эту поруганную святыню. На месте иконостаса была водружена несуразная лепнина, сделанная из гипса. Стены четверика были окрашены масляной краской и, для якобы лучшей акустики, были обиты мрачной зеленой тканью, все это нанесло невосполнимый ущерб уникальной росписи храма. Были вырваны рамы, двери, частично даже пытались оторвать от пола паркет.

Вид на храм Покрова на рву с Каменного моста. 1970-е годы.

Как-то молодежная театр-студия «Диалог» Л.Рахаевой давала в концертном зале у нас в храме спектакль «Лунные волки». Тихон Лесник, исполнявший роль главного героя Егорки, переполненного ощущением в себе присутствия Бога, в момент кульминации действия испытал сильное мистическое переживание: вознесясь духом над сценой и зрителями, почти физически ощутил прикосновение к куполу – и содрогнулась в ужасе душа: «Что же мы творим здесь, как смеем? В Божьем храме?..» В те пятнадцать секунд зрителям показалось, что Тихон просто забыл слова своей роли. Спустя полтора года «Диалог» совершил акт покаяния, горячо откликнувшись на призыв помочь в уборке строительного мусора при перепланировке бывших подмостков обратно в храм.

Храм Покрова на рву. 1970-е годы.


Яндекс.Метрика

Комментирование запрещено