Таинство Покаяния

ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ (ИСПОВЕДЬ)

Каждый человек в силу своего духовного несовершенства и немощи после крещения впадает в те или иные грехи делом, словом или помышлением. Для уврачевания этих греховных ран Господь по Своему милосердию установил таинство Пока́яния, дал святым апостолам, а через них и всем священникам власть разрешать (с церковнославянского – «освобождать», «прощать») грехи: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 23). Апостолы, исполняя волю Совершителя спасения и Начальника нашей веры, передали эту власть преемникам своего служения – пастырям Церкви Христовой.

«Покаянием совершается исправление наше от грехов, вновь нами содеваемых. И поелику после крещения нет другого способа быть воззванным ко спасению, по благодати и дару, кроме подвигов и трудов, обращения и слез, кроме исповедания грехов и удаления от зла, то и дарован этот великий дар». Святой Симеон Солунский.

Зачем нужно исповедоваться

Пока́яние – это такое таинство, в котором исповедующийся в своих грехах получает прощение их от Самого Бога, хотя видимым образом отпущение грехов дает во время и́споведи священник.

Нам следует помнить и глубоко верить в бесконечное милосердие Божие, простирающее Свои объятия каждому обращающемуся грешнику. Нет греха, которого Бог по Своему неизреченному милосердию не простил бы человеку, явившему чистосердечное раскаяние в своих грехах, твердую решимость исправить свою жизнь и не возвращаться к прежним согрешениям.

Согласно правилам Православной Церкви, ее члены должны прибегать к исповеди, начиная с 7-летнего возраста. Другими словами, уже с семи лет Церковь считает человека способным отвечать перед Богом за свои поступки, бороться со злом в себе и получать благодатное прощение в таинстве Покаяния.

Грех – это нарушение заповедей Божиих. Он страшен тем, что разрушает душу человека, ибо, совершая грех, человек теряет благодать Святого Духа, лишается благодатной зашиты и становится открытым губительным силам зла. Поскольку тело и душа человека в земной жизни связаны воедино, то душевные недуги становятся источником недугов телесных, то есть в результате греха страдают и душа, и тело.

Покаяние называют еще «вторым Крещением», так как в этом таинстве, подобно Крещению, происходит очищение от грехов.

«Сколько бы грехов ни было, и как бы они ни были тяжки, милосердия у Бога еще более. Хотя бы грехи наши равнялись грехам всего мира, и тогда отчаиваться не надо, потому что Спаситель наш есть Агнец Божий, вземлющий грехи всего мира». Архимандрит Кирилл (Павлов).

«Грешен ты? Не отчаивайся. Каждый день согрешаешь, каждый день приноси покаяние. С обветшалыми домами мы поступаем так, что, когда в них есть гниль, мы гнилые части вынимаем и застраиваем новыми и никогда не перестаем пещися о поддержании оных. То же должны делать и в отношении себя самих: ты сегодня обветшал от греха? Обнови себя покаянием». Святитель Иоанн Златоуст.

Как было установлено таинство Покаяния

Главнейшая часть таинства Покаяния – исповедь была известна христианам уже с апостольских времен, о чем свидетельствует книга «Деяний апостольских»: «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян. 19, 18).

В древней Церкви в зависимости от обстоятельств исповедание грехов бывало или тайное, или открытое (публичное). К публичному Покаянию призывались те христиане, которые своими грехами производили соблазн в Церкви. За тяжкие грехи устанавливались суровые наказания вплоть до отлучения от Церкви на длительный срок и даже до смертного часа.

В древности все кающиеся разделялись на:

плачущих, которые не смели входить в церковь во время богослужений и со слезами просили у проходящих помолиться за них;

слушающих, которые во время богослужения стояли в притворе, могли подходить под благословение, но вместе с готовящимися ко Крещению не могли участвовать в литургии верных и покидали храм при возгласе: «Оглашенные, изыдите!»;

припадающих, стоящих уже в самом храме, хотя и в самой задней его части, но тоже не могущих присутствовать на литургии верных;

купностоящих, (стоящих вместе), стоящих вместе с верными до конца Литургии, но не могущих причащаться Святых Христовых Таин.

В продолжение всего времени, назначенного кающимся для исполнения наложенной на них епитимий, Церковь возносила за них молитвы в храме между литургией оглашенных и литургией верных. Эти молитвы и составляют в наше время основу чинопоследования Покаяния.

Начиная с IX века, исповедь повсеместно становится тайной, а ступени кающихся упраздняются.

Это таинство теперь, как правило, предшествует таинству Причащения Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, очищая душу причастника для участия в этой «трапезе бессмертия».

Как найти духовного отца

Святые Отцы говорят, что надо приложить все усилия, чтобы найти себе достойного духовного отца, потому что без него путь спасения крайне затруднителен.

Между исповедующимся и батюшкой постепенно устанавливается духовная близость, духовный отец знает особенности своих духовных детей и может вести их по пути спасения в Царство Небесное, давая советы и предостерегая от искушений. Те духовные связи, которые образуются между исповедывающимся и исповедником, дают основу и возможность духовной жизни.

Однако следует предостеречься от излишней разборчивости и порочной практики переходить от одного священника к другому для сокрытия некоторых своих грехов.

«Духовного отца надо искать по расположению своей души. Когда вы доверяете своему духовному отцу во всем, и сердце ваше раскрывается перед ним, вы можете ему открыть все тайны своей души. Вот в таком случае вы избираете такого духовника, что он будет свободно с вами говорить, чтобы вы могли ему спокойно вверять свои тайны сокровенные. И тогда вы чувствуете, что получаете от этого духовную пользу, что он руководит вами, помогает вам, дает вам утешение, наставления для совершенствования в духовной жизни.

…Если вы чувствуете, что не получаете уже духовной пользы, утешения в руководстве тем или иным духовником, а от другого – получаете душевной пользы больше, то, не смущаясь, можете перейти к другому. Лишь бы получали для души большую пользу, лучшее руководство». Архимандрит Кирилл (Павлов)

Как часто надо исповедоваться

Священники рекомендуют исповедоваться как можно чаще, например, не реже раза в месяц, или, по крайней мере, в каждый из четырех постов. Необходимо стремиться к тому, чтобы промежутки между исповедями были наполнены духовной борьбой, питаемой плодами последнего говения (пощения) и Святого Причащения и ожиданием приближающейся новой исповеди.

Как готовиться к исповеди

Хотя таинство Покаяния вполне самостоятельно и может совершаться по мере надобности отдельно от прочих таинств и даже вне церковного богослужения, все же оно и по традиции, и по смыслу связано с подготовкой к принятию Святых Христовых Таин.

Обычно люди, неопытные в духовной жизни, не видят множества своих грехов, не чувствуют их тяжести, отвращения к ним. Они говорят: «Ничего особенного я не совершал», «У меня только мелкие грехи, как у всех», «Не украл, не убивал». Такими словами многие частенько начинают свою исповедь. Они не подозревают, что даже Святые Отцы и учителя Церкви считали себя первыми из грешников, с искренней убежденностью взывая ко Христу: «Никтоже согреших на земли от века, якоже согреших аз, окаянный и блудный!» Ибо чем ближе человек к Богу, тем яснее он осознает свое недостоинство перед Ним; чем ярче свет Христов озаряет сердце человека, тем яснее осознаются им все недостатки, язвы и раны душевные.

«Но если кто печется о спасении своей души, следует записывать свои грехи на бумаге – это дело похвальное, и оно уже имеет примеры и в древних монастырях. Поэтому записывать грехи можно и нужно». Архимандрит Кирилл (Павлов).

Один Бог безгрешен, а люди реже или чаще, но все впадают в большие или меньшие грехи. Грех – это страшное зло, но Церковь учит, что не так страшен грех, как то, что человек в этом грехе не раскаивается, не исповедует его перед священником в Церкви.

Спаситель искупил грехи людей всего мира на кресте, и теперь самый страшный грешник, если он искренне раскается, может надеяться на спасение. Вспомним, что на Голгофе рядом с крестом Христовым стояли и два других креста, на которых были распяты разбойники. И тот разбойник, который исповедовал на кресте свои преступления и просил Христа: «Помяни мя, Господи, когда приидеши в Царствие Твое!» (Лк. 23, 42), первым вошел в рай. То есть без сердечного покаяния спасение невозможно, поэтому понятно, какое большое значение имеет это таинство в Церкви.

«Если бы кто из мирских судей предложил кому-нибудь из пойманных разбойников или грабителей открыть свои преступления и таким образом избавиться от наказания, то они со всей охотой приняли бы это, презирая стыд ради своего спасения. А здесь не бывает ничего такого. Бог и отпускает грехи, и не заставляет высказывать их в присутствии других, но требует только одного, чтобы сам получающий отпущение познал величие дара». Святитель Иоанн Златоуст.

Некоторые духовники рекомендуют при подготовке к исповеди перечитывать заповеди и таким образом вспоминать и свои грехи, записывая их, чтобы не забыть на исповеди. Надо помнить, что забытые (не исповеданные) грехи, хотя и не усугубляют грех, как сознательно утаенные, но все равно остаются на совести и тяготят душу, являясь причиной плохого настроения, душевной тяжести, а также разного рода заболеваний.

Всякий, приступающий к исповеди, должен знать: при исповеди чувство смущения, стыда и даже покаяния не служит как бы платой, вносимой за грех и позволяющей жить дальше, как ни в чем не бывало.

Во время исповеди и при подготовке к ней человек раскрывается не только для Бога, но и для самого себя. Исповедь, без преувеличения, можно назвать процессом рождения личности, иногда мучительным, так как человеку приходится что-то в себе преодолевать. Ведь «покаяние» (по-гречески «метание») означает «изменение ума, перемена себя», а не формальный «доклад» священнику о своих грехах.

Приготовление к исповеди состоит не в том, чтобы наиболее полно вспомнить и даже записать свой грех, а в том, чтобы достигнуть того состояния сосредоточенности, серьезности и молитвы, при которых, как при свете, станут ясно видны наши грехи. Однако духовнику исповедник должен принести не список грехов, а покаянное чувство, не детальный рассказ о своей жизни, а сокрушенное сердце.

Как происходит таинство Покаяния

Существует личная (частная) и́споведь, когда человек подходит к священнику и открывает в его присутствии свою душу Богу. И бывает общая и́споведь, когда люди собираются большой или малой группой, и священник произносит исповедь за всех, включая самого себя.

Общая исповедь

В современной церковной практике обычно вначале одновременно для всех исповедников совершается так называемая «общая и́споведь».

Молитвы, которые произносит священник, служат вступлением и подготовкой к личному покаянию, помогают исповеднику почувствовать свою ответственность непосредственно перед Богом, свою личную связь с Ним. В этих молитвах начинается раскрытие души перед Богом, в них выражается надежда кающегося на прощение и очищение души от скверны грехов.

По окончании первой части последования священник, обратившись лицом к собравшимся, произносит предписанное Требником обращение: «Се, чадо, Христос невидимо стоит…» Глубокое содержание этого обращения, раскрывающего смысл исповеди, должно быть понятно каждому. Оно может заставить холодного и равнодушного осознать в этот момент всю высочайшую ответственность дела, ради которого он подходит сейчас к аналою, где лежит икона Спасителя (или Распятие) и где священник – не простой собеседник, а лишь свидетель таинственной беседы кающегося с Богом.

Особенно важно постичь смысл этого обращения, разъясняющего сущность таинства, тем, кто впервые подходит к аналою. Поэтому мы приводим это обращение полностью в переводе на современный русский язык: «Дитя мое, Христос невидимо стоит пред тобою, принимая исповедь твою. Не стыдись, не бойся и не скрывай ничего от меня, но скажи все, в чем согрешил, не смущаясь, чтобы принять оставление грехов от Господа нашего Иисуса Христа. Вот образ Его перед нами; я же только свидетель, чтобы свидетельствовать перед Ним все, что скажешь мне. Если же что-нибудь скроешь от меня, грех твой усугубится. Пойми же, что ты пришел в лечебницу, так не уйди же из нее неисцеленным».

На этом первая часть последования заканчивается и начинается собеседование священника с каждым исповедником отдельно – частная (личная) исповедь.

Личная исповедь

Исповедующиеся по очереди, один за другим, подходят к священнику, который в епитрахили стоит перед аналоем.

Подойдя к аналою, кающийся должен сделать земной поклон в направлении алтаря или перед лежащим на аналое крестом (при большом стечении исповедников этот поклон следует делать заранее). Кающийся стоит, преклонив голову перед лежащими на аналое Святым крестом и Евангелием, которые символизируют невидимое присутствие Христа, все слышащего и знающего, насколько глубоко наше раскаяние.

Важнейший момент исповеди – словесное исповедание грехов. Чтобы очистить свою совесть, кающийся в присутствии священника перед крестом и Евангелием исповедует (открывает устно) все свои грехи, как пред невидимо стоящим Самим Господом.

Боязнь и стыдливость здесь надо отбросить прочь, ибо место, где проходит исповедь, – духовная лечебница. Священника же стесняться совершенно не нужно – он исповедует так много людей, что постепенно привыкает не осуждать грешника, а радоваться, что тот нашел в себе силы раскаяться.

«Господь, зная слабость нашей природы, когда мы, преткнувшись, впадаем в какой-нибудь грех, требует от нас только того, чтобы мы не отчаивались, но отстали от грехов и поспешили к исповеди. Если Он разбойника, бывшего на кресте, удостоил благоволения Своего, то тем более удостоит нас Своего человеколюбия, если мы захотим исповедаться в наших прегрешениях. Итак, дабы и нам воспользоваться Его человеколюбием, не устыдимся исповедать грехи свои, ибо велика сила исповеди и много может сделать она. Вот и разбойник исповедался и нашел отверстый рай». Святитель Иоанн Златоуст.

Кроме устного исповедания грехов, от кающегося для получения прощения требуется сокрушение о грехах, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Бога и надежда на Его милосердие. Если, исповедуясь в чем-либо, мы в глубине души имеем намерение вновь совершить этот грех, – покаяние не имеет смысла.

Недопустимо приступать к таинству в состоянии ссоры или непримиренности с ближними, по слову Христа: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим…» (Мф. 5, 23–24).

Не следует ждать вопросов от священника, надо самому сделать усилия, ведь исповедь – это своеобразный подвиг и самопринуждение.

«Трудность и болезненную жгучесть операции (исповеди) вынесешь, зато здрав будешь. Это значит, что надо на исповеди без утайки все свои срамные дела духовнику открыть, хотя и больно, и стыдно, позорно, унизительно. В противном случае рана остается неизлеченною и будет болеть и ныть, и подтачивать душевное здравие, закваскою останется для других душевных немощей или греховных привычек и страстей.

Священник – врач духовный; покажи ему раны, не стыдясь, искренно, откровенно, с сыновнею доверчивостию. Ведь духовник – твой отец духовный, который должен любить тебя больше твоих родных отца и матери, ибо Христова любовь выше плотской, естественной любви, – за тебя он должен дать ответ Богу.

Отчего жизнь наша стала так нечиста, исполнена страстей и греховных навыков? Оттого, что весьма многие скрывают свои душевные раны или язвы, оттого они и болят и раздражаются, и нельзя к ним приложить никакого врачевства». Праведный Иоанн Кронштадтский.

Говорить надо точно, не затемняя неприглядности греха общими выражениями: например, «грешен против седьмой заповеди». Очень трудно, исповедуясь, избегнуть соблазна самооправдания, отказаться от попыток объяснить духовнику «смягчающие обстоятельства», от ссылок на третьи лица, якобы введшие нас в грех. Все это признаки самолюбия, отсутствия глубокого покаяния, продолжающегося пребывания в грехе.

Иногда на исповеди ссылаются на слабую память, не дающую, будто бы, вспомнить все грехи. Действительно, часто бывает, что мы легко и быстро забываем их, но происходит ли это только от слабой памяти? Ведь, например, случаи, когда особенно больно было задето наше самолюбие, когда нас незаслуженно обидели или, наоборот, все то, что льстит нашему тщеславию: наши удачи, добрые дела, похвалы и благодарности нам, – мы помним долгие годы. Все то в нашей мирской жизни, что производит на нас сильное впечатление, мы долго и отчетливо помним. Не значит ли это, что мы забываем наши грехи потому, что не придаем им серьезного значения?

По окончании исповеди священник полагает на голову кающегося епитрахиль – часть облачения, которая зна́менует Божественную благодать, пребывающую на священнике и действующую через него, и читает особую разрешительную молитву, отпуская кающемуся грехи. Произнося последние слова разрешения, священник осеняет голову исповедника крестным знамением. Препода́ние разрешения означает полное отпущение всех исповеданных грехов кающегося, тем самым ему дается разрешение приступить к Причастию Святых Таин.

После этого исповедник целует святой крест и Евангелие в знак любви и благоговения перед Господом и верности данных Ему в присутствии духовника обетов.

Если духовник считает невозможным немедленное отпущение грехов вследствие их тяжести или нераскаянности, то тогда разрешительная молитва не читается, и исповедник не допускается к Причастию.

епитимия́

Иногда священник налагает на кающегося епитимию́ (по-гречески означает «наказание»). Но сегодня епитимья́ – это чаще всего не отлучение от причастия на определенный срок, а своего рода духовное лекарство, направленное на искоренение порока и помогающие духовному исцелению. Это могут быть поклоны, чтение кано́нов или ака́фистов, усиленный пост, паломничество к святому месту – в зависимости от сил и возможностей кающегося. Епитимью́ надлежит выполнять неукоснительно, отменить ее может только тот священник, который ее наложил.

Десять заповедей Божиих

на церковнославянском и русском языках

В православной практике имеются разные средства, помогающие человеку подготовиться к исповеди. Среди них – и чтение заповедей Божиих.

Первая  заповедь:

Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бо́зи ини́и разве Мене.

[Я есть Господь Бог твой; пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня].

Вторая  заповедь:

Не сотвори себе кумира и всякого подобия, ели́ка на небеси́ горе́ и ели́ка на земли низу́, и ели́ка в водах под землею; да не поклонишися им, ни послужиши им.

[Не делай себе идола (статуи) и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землей; не поклоняйся и не служи им].

Третья  заповедь:

Не прие́мли имени Господа Бога твоего всу́е.

[Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно].

Четвертая  заповедь:

Помни день субботный, е́же святии его: шесть дний делай и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота Господу Богу твоему.

[Помни день субботний, чтобы проводить его свято. Шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой – суббота (да будет посвящен) Господу Богу твоему].

Пятая  заповедь:

Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.

[Почитай отца своего и мать свою, (чтобы тебе хорошо было, и) чтобы продлились дни твои на земле].

Шестая  заповедь:

Не убий.

[Не убивай].

Седьмая  заповедь:

Не прелю́бы сотвори.

[Не прелюбодействуй].

Восьмая  заповедь:

Не укради.

[Не кради]

Девятая  заповедь:

Не послу́шествуй на друга твоего свидетельства ло́жна.

[Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего].

Десятая  заповедь:

Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, ели́ка суть ближняго твоего.

[Не желай жены ближнего своего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего].

Комментирование запрещено