Таинство Брака

ТАИНСТВО БРАКА (ВЕНЧА́НИЕ)

Самые первые установления, которые дал нашим прародителям Адаму и Еве Господь Бог еще в раю, до их грехопадения, говоря современным языком, касались организации их дальнейшей совместной жизни: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…» (Быт. 1, 28). Он освятил союз жениха и невесты Своим присутствием на браке в Кане Галилейской, где совершил Свое первое чудо. Позже Он определил самую суть брака: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью. Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 5).

В таинстве Брака благодать Святого Духа невидимо объединяет два отдельных человеческих существа в единое духовное целое. Благодать Святого Духа является в этом таинстве силой, связующей мужчину и женщину в качественно новое духовное соединение – христианскую семью.

«Таинство Брака, совершающееся в обществе христиан – не религиозная форма «регистрации», а глубокий, поучительный способ, которым Церковь хочет нам открыть, что такое любовь и как глубоки человеческие отношения. В этом смысле всякое христианское богослужение, с одной стороны, является лирическим, личным выражением человеческих чувств, но, с другой стороны, имеет и символическое значение». Митрополит Антоний Сурожский.

Как совершается таинство Брака

Таинство Брака состоит из двух частей – обруче́ния и венча́ния. В наше время они следуют одно за другим, тогда как раньше между ними могло проходить довольно значительное время.

Таинство это совершается после Литургии, на которой жених и невеста причащаются Святых Христовых Таин, начинается с обручения перед аналоем, на нем находятся крест и Евангелие. Его смысл символически выражают кольца – знак нерушимого союза двух людей. То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа.

Обруче́ние

В храме жених и невеста становятся перед аналоем на разостланный на полу плат (полотенце). Жених становится по правую, а невеста по левую сторону. Священник трижды благословляет сначала жениха, затем невесту, произнося: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», – и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным зна́мением и принимают свечи.

Зажженные свечи в руках жениха и невесты символизируют радость и ту любовь, которую они питают друг к другу и которая должна быть всегда пламенна и чиста, и кроме того, целомудрие жениха и невесты и пребывающую на них благодать Божию.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно со словами: «Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осене́нием, и произносит такие же слова: «Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем своей жене и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (часто кольца меняет сам священник).

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил обручение, Сам осенил положение колец Небесным благословением и послал жениху и невесте Ангела Хранителя и руководителя в новой жизни.

На этом обруче́ние заканчивается.

При обручении кольца имеют очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Перед чином обручения священник кладет кольца на правую сторону святого престола как бы пред Самим Господом Иисусом Христом. Этим подчеркивается, что, прикасаясь к святому престолу и находясь на нем, кольца принимают силу освящения и впоследствии низводят на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

Венча́ние

За обруче́нием следует венча́ние.

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, символизирующие духовный свет таинства, проходят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать заповедям Господним, а их добрые дела будут, как фимиам, возноситься к Богу.

Жених и невеста опять становятся перед аналоем на разостланный на полу белый плат (полотенце). На аналое лежат крест, Евангелие и венцы. Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают добровольное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

«Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?» – спрашивает священник, и жених отвечает: «Имею, честный отче». – «Не связан ли ты обещанием другой невесте?» – «Нет, не связан».

Затем, обратившись к невесте, священник так же спрашивает: «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?» – «Имею, честный отче». – «Не связана ли обещанием другому жениху?» – «Нет, не связана».

После чего начинается та́инственное освяще́ние супружества Божественной благодатью – само таинство Венча́ния.

Священник произносит три особые молитвы, в которых молит Господа благословить сам брак и ниспослать на вступающих в него Свою Небесную благодать.

И наконец, наступают важнейшие минуты Венча́ния. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей Церкви и вместе со всей Церковью – о благословении Божием, – теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему поцеловать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

«Венцы полагаются на брачующихся в знамение победы, для того чтобы показать, что они, непобедимые страстью до брака, таковыми приступают и к брачному ложу». Святитель Иоанн Златоуст.

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: «Венчается раба Божия (имя) рабу Божию (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венча́ния! Священник, воздев к Богу руки, произносит: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их!» При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, мысленно повторяя за ним: «Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их

Возложение венцов и эти слова священника запечатлевают таинство Брака. С этой минуты жених уже муж своей невесты, а невеста – жена своего жениха, они связаны нерасторжимыми узами брака, ибо что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

После чтения Апостола и Евангелия о значении брака и о благословении Спасителем брака в Кане Галилейской выносится чаша с красным вином (чаша общения), и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской. Венчающиеся испивают вино из общей чаши – символизирующей жизненную чашу радостей и скорбей, которую супруги должны делить до конца своих дней.

Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, как глава семьи, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает их руки епитрахилью и поверх нее кладет свою руку. Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Под пение свадебных тропарей священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

Каждый круг хор сопровождает особым песнопением. В первом говорится о воплощении Сына Божия от Девы Марии, во втором Церковь просит молитв святых мучеников о том, чтобы и новобрачные прошли трудный путь семейной жизни, и, невзирая на трудности, не поколебались в исполнении заповедей Господних; наконец, третья песнь воздает славу Богу, Который «апостолов похвала, мучеников радование».

Это круговое хождение венчающихся вокруг аналоя означает вечное шествие рука об руку, которое началось в этот день для этой четы и будет продолжением и явлением совершенного сегодня таинства.

По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов и читает две заключительные молитвы, испрашивая новой семье Небесные и земные блага. Он просит Господа воспринять венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к Царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста – образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются, соответственно, жених – к иконе Божией Матери, а невеста – к иконе Спасителя.

В завершение таинства священник произносит супругам слово назидания, дает им крест для целования и вручает две иконы: жениху – образ Спасителя, невесте – образ Пресвятой Богородицы. Затем новую христианскую семью поздравляют родные и друзья.

Венчальные свечи

Венчальные свечи хранятся в коробке или ларце, предназначенном для домашних святынь. Свеча – это символ молитвы. И уместно будет вновь зажечь венчальные свечи, если семейные обстоятельства потребуют особенной молитвы: при тяжкой болезни одного из супругов, ребенка, в трудной для семьи ситуации, в серьезной ссоре и т.п.

Суеверия, связанные с Венчанием

Пережитки язычества дают о себе знать всевозможными суевериями, которые хранятся в народе. Так, существует поверье, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещает всевозможные несчастья, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространено и суеверие, что тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье. Некоторые думают, что нельзя венчаться в мае – мол, «будешь потом всю жизнь маяться».

Все эти вымыслы не должны волновать сердца вступающих в брак, а к случайностям (например, падение кольца) нужно относиться спокойно – всякое в жизни бывает.

Расторжение Церковного Брака

Расторгнуть церковный брак может только правящий архиерей той епархии, где совершалось венчание, при наличии серьезных причин (например, прелюбодеяния – измены одного из супругов или обмана при произнесении свадебных клятв).

Комментирование запрещено