Таинства

ТАИНСТВА ЦЕРКВИ

Вся жизнь человека от момента его появления в этом мiре и до момента ухода его в мир иной освящена благодатью, которая дается нам через таинства Церкви. Таинствами называются такие установленные Богом священные действия, через которые человеку невидимо (тайно) сообщается спасительная сила – благодать Святого Духа. Без помощи Духа Святого мы ничего доброго не можем сделать, и поэтому Церковь во все главные моменты нашей жизни особенно просит Бога дать нам благодать Святого Духа.

Таинства – величайшее проявление Божественной любви, которая снисходит к нам, несмотря на все наше растление (и духовное, и телесное), и принимает нас в свое лоно в полноте нашего человеческого бытия.

В Православной Церкви установлено семь таинств, в каждом из которых подается особая спасительная благодать:

«Совершителем всякого таинства является Сам Господь Иисус Христос и Дух Святой. Человек никакими своими силами, даже при рукоположении в священство, даже при посвящении в епископство не получает власть над тварным миром, не может просто взять хлеб земли и сделать его частью Тела Христова или взять чашу вина и ее сделать частью Крови Христовой. Это может совершить только Сам Господь Иисус Христос. И в этом отношении единственный Тайносовершитель – Бог». Митрополит Антоний Сурожский

Трудно сказать, какое таинство важнее всего, и все же Святому Причащению принадлежит, пожалуй, центральное положение – и не только среди таинств, но и во всем богослужении Православной Церкви.

Пять таинств – Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние и Елеосвящение могут совершаться в жизни любого христианина, ибо:

  • в Крещении человек духовно рождается, становится сыном Церкви,
  • в Миропомазании получает благодать, укрепляющую в духовной жизни,
  • в Покаянии очищается от грехов,
  • в Причащении духовно питается,
  • в Елеосвящении исцеляется от болезней, духовных и телесных.

В оставшихся двух таинствах – Браке и Священстве – благословляется вступление человека на особый жизненный путь. В таинстве Брака благословляются мужчина и женщина, решившие создать христианскую семью. Таинство Священства совершается над человеком, который становится священнослужителем и получает особую благодать совершать богослужения и таинства.

Таинство – необходимое внешнее священнодействие для передачи Божественной благодати. Его внешняя сторона необходима потому, что человек состоит из души и тела. Как писал святой Иоанн Златоуст: «Если бы ты был безтелесен, то Христос сообщал бы тебе дары безтелесно; но так как душа твоя соединена с телом, то духовное сообщается тебе чрез чувственное».

Кто может совершать таинства

Совершать таинство может только священник или епископ. Он совершает видимые действия таинства, в то время как невидимо (тайно) таинство совершает Сам Христос Спаситель, действуя Духом Святым.

Мнение, будто качество таинств зависит от личных нравственных качеств их совершителя (священника), является заблуждением. Однако условием действительности таинств служит правильность их совершения по установленному чинопоследованию (в церковнославянском языке порядок священных действий называется последованием). Важным условием правильности совершения таинств служит наличие определенного, указанного волей Установителя таинств,

видимого знака:

  • в таинстве Священства это архиерейское возложение рук;
  • в таинстве Покаяния – осенение крестообразным знамением разрешаемого от грехов;
  • в таинстве Брака – троекратное благословение брачующихся,

и определенного вещества:

  • для Крещения – воды, с троекратным погружением крещаемого (принимающего крещение);
  • для Евхаристии – хлеба и вина;
  • для Миропомазания – мира (миро – благовонное масло);
  • для Соборования – елея (елей – растительное масло).

Отметим особо, что от всех, приступающих к таинствам, требуется вера и специальная подготовка: знание Евангелия, ознакомление с православными молитвами, знание «Символа веры», чтение православной литературы и т.д.

Комментирование запрещено