Таинство Елеосвящения

ТАИНСТВО ЕЛЕОСВЯЩЕ́НИЯ (СОБО́РОВАНИЕ)

Елеосвяще́ние, или Собо́рование, – это такое таинство, когда Церковь через пома́зание специальным освященным маслом (еле́ем) призывает на больного благодать Божию, которая исцеляет болезни души и тела.

Еле́й

Освященное оливковое масло еле́й (от греческого «милость») является символом исцеления и здоровья. Для совершения этого таинства Святая Церковь установила присоединять к елею часть вина. Вино в масло вливается в память о милосердном самарянине, о котором рассказал Господь в одной из Своих притч: как некий самарянин сжалился над человеком, избитым и ограбленным разбойниками, и перевязал ему раны, возливая масло и вино (Лк. 10, 34).

С древних времен елеем помазывали на царствование царей. Символи́ческое значение пома́зания: человек после Крещения в полной мере становится достойным называться венцом Божественного творения.

По слову апостола Иакова: «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 15) – через молитвы священников и пома́зания освяще́нным маслом одновременно совершаются два благодатных действия: прощение грехов и исцеление недугов.

Таинство Елеосвяще́ния называют еще Собо́рованием потому, что совершается оно собо́ром (собра́нием) из семи священников. Число семь – в Церкви священное, с ним многое связано: например, самих таинств семь; древние христиане, в частности пресвитеры, посещали больных в продолжение семи дней, каковое число составляло, таким образом, полный круг благодатного врачевания и т.д. Впрочем, и один священник, обладающий всей полнотой священнической благодати, может совершить (и часто совершает в наше время) это таинство.

Кому надо Собороваться

Заметим сразу, что собо́роваться должны не только болящие. По существующей в Русской Православной Церкви традиции все христиане один раз в год (обычно во время Великого поста) приходят в храм для совершения над ними таинства Елеосвяще́ния. Ибо кроме исцеления от болезней, таинство Елеосвяще́ния дарует нам прощение забытых грехов (но не сокрытых сознательно!) – ведь из-за несовершенства памяти человек может исповедовать не все свои согрешения.

Таинство Елеосвяще́ния может совершаться только над не лишившимся сознания больным, после приготовления к нему (таинству) последнего через Покаяние.

С церковной точки зрения, чаще всего в основе любой болезни всегда лежит тот или иной грех, а потому бесполезно лечить тело, если душа больна. Рано или поздно тело уйдет в землю, из которой создано, а дух направится к Богу, чтобы дать Ему ответ за все, что соделал в земной жизни, – и дурное, и доброе.

Таинство Елеосвяще́ния совершается по большей части в храме, но можно и на дому у больного или в больнице. Перед Собо́рованием желательно исповедоваться, а сразу после Соборования – причаститься. Заметим, что, участвуя в нем, не следует прекращать прием прописанных лекарств (если человек проходит курс лечения) или отказываться от посещения врачей.

Таинство Елеосвяще́ния для того и существует в Церкви, чтобы человек, начиная лечить тело, не забывал о душе и о причине своей болезни – грехе. Другими словами, это таинство совершается не столько во исцеление тела, сколько, в первую очередь, души.

Как совершается таинство Елеосвяще́ния

Таинство Елеосвяще́ния известно еще с апостольских времен. Получив от своего Божественного Учителя власть исцелять всякую болезнь и немощь, апостолы многих больных мазали освященным маслом и исцеляли. А затем передали ее (власть) священнослужителям Церкви, по слову апостола Иакова: «Болен ли кто из вас? пусть призовет пресви́теров Церкви, и пусть помолятся над ним, пома́завши его еле́ем во имя Господне, – И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14–15).

В после́дование таинства Собо́рования входят:

  • молебное пение;
  • приготовление особого вещества;
  • само пома́зание.

При совершении Собо́рования пома́занию больного предшествует чтение молитвословий о прощении его согрешений и даровании здравия. И особая молитва об освящении еле́я и о том, чтобы он, по благодати Божией, послужил больному во исцеление немощей душевных и телесных. Затем читается одно из семи избранных мест из Апостола и Евангелия. И сразу же совершается первое пома́зание. Первый из священников берет кисточку, обмакивает ее в еле́й и крестообразно пома́зывает больного: лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и руки, чтобы низвести исцеляющую благодать Божию на душу и тело, и на все его чувства и силы.

При Собо́ровании одежда должна быть такой, чтобы удобно было помазать грудь – с небольшим вырезом, а не «под горлышко».

При пома́зании священник читает особую молитву: «Отче Святы́й, Врач души и тела, пославший Единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, который исцеляет всякий недуг и избавляет от смерти. Исцели и раба Твоего (имя), от телесной и душевной немощи, которыми он одержим, и оживотвори его благодатью Христа Твоего…»

При каждом следующем пома́зании еле́ем повторяется то же самое: читается отрывок из Апостольских посланий, затем Евангелие, следующий священник совершает молитвы и помазывает больного – и так семь раз.

После седьмого заключительного помазания священники окружают больного. Первый из них открывает Евангелие и возлагает его открытым на голову больного корешком вверх, так что голова оказывается между открытыми страницами. Этим символически показывается, что больного посещает Сам Иисус Христос во Святом Его Евангелии, в котором на многих страницах повествуется об исцелении Иисусом болящих. Затем священник читает молитву, в которой говорит Господу, что не свою руку кладет на голову больного, «но Твою руку, крепкую и сильную, которая в этом Святом Евангелии», и просит прощения грехов больного и дарования ему исцеления.

Больной во время чтения этой молитвы непрерывно произносит: «Господи, помилуй», – в конце таинства трижды кланяется священникам и, целуя Евангелие и крест, говорит: «Благословите, отцы святые, и простите меня, грешного». Этим таинство Елеосвяще́ния заканчивается.

Если Соборование совершается дома

Если Собо́рование совершается дома у больного, то перед приходом священника необходимо приготовить блюдо с рисом или зернами пшеницы, небольшой сосуд с оливковым или подсолнечным маслом, немного красного вина, семь палочек, обернутых с одного конца ватой, и семь свечей.

Зерна пшеницы символизируют новую жизнь – по выздоровлении или же после всеобщего воскресения: ибо человек воскреснет в новом и нетленном теле подобно тому, как из зерна пшеничного вырастает новое растение.

Еле́й освящается знамением креста, которое творит над ним священник для того, чтобы показать болящему что это таинство освящается и совершается над ним силой Иисуса Христа, распятого на Кресте.

Часто Собо́рование соединяется с Исповедью и Причащением. Когда больной находится при смерти, сначала совершается Исповедь и Причащение, а затем Соборование.

Некоторые ошибочно полагают, что если нет надежды на выздоровление, то не стоит и собо́роваться – ведь таинство совершается во здравие, а не «за упокой». И, тем не менее, над умирающими издавна совершается таинство Собо́рования, чтобы на время отступили телесные страдания и человек смог бы умереть в ясном разуме – духовно подготовившись, перешагнул бы порог смерти.

О благодатном действии таинства Елеосвящения

Свое учение о благодатных плодах Елеосвяще́ния Православная Церковь кратко излагает так: «Плоды сего таинства суть прощение грехов или спасение души и здравие тела. Хотя тело и не всегда получает исцеление, но прощение грехов всегда даруется душе ка́ющегося».

Освященный благодатью еле́й сообщает больному силу бороться с болезнью, менее чувствовать страдания телесные и сохранять покой души даже среди страхований смертных. Вот почему с верой и благоговением принимающие Елеосвяще́ние больные, даже и тогда, когда состояние их безнадежно, чувствуют некоторое успокоение в душе и облегчение телесное.

Благодать таинства Елеосвяще́ния через освященный елей действует на болящее тело каждого приступающего к нему. Но действие это обнаруживается по смотрению Божиему не во всех одинаково: в одном елеопома́зываемом оно сопровождается постепенным и совершенным избавлением от болезни; другому подается только временное облегчение или только временный подъем сил к благодушному перенесению ее. Но всем елеопома́зываемым благодать Божия через таинство дарует прощение грехов: «И а́ще грехи сотворил есть, отпустятся ему».

Действие Елеосвяще́ния отличается от действия таинства Покаяния, хотя читаются почти те же самые молитвенные слова и в чине исповеди, и кающемуся обещается тот же благодатный плод – отпущение грехов. В покаянии прощаются те грехи, которые кающийся сам исповедует; елеосвяща́емому отпускаются и те греховные действия, которые, быть может, никогда не были очищены исповедью, по забвению или неведению, но не по желанию их утаить!

Почему не каждый получает исцеление

Таинство Собо́рования многими рассматривается как целительное средство. Однако не всегда и не все исцеляются после него. О чем это говорит? Конечно же, не о ненужности этого таинства, а о том, что Господь положил взять душу данного человека и пресечь его земную жизнь.

Почему Он так решил, мы не знаем – такова Его святая воля. Но знаем и веруем, что Всеведущий и Милосердный Господь всегда пресекает земную жизнь человека в наилучший для его спасения момент, а потому просьба болящего о продлении жизни бывает иногда просьбой младенца, который сам не знает, что для него лучше, а потому такая просьба и не исполняется Богом.

Комментирование запрещено