Таинство Крещения

ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ

Таинство Крещения является коренным переломом в жизни человека. Стать христианином – не значит только переменить убеждения или даже образ жизни, это значит решительно переродиться, стать новым человеком. В таинстве Крещения человек духовно рождается для жизни вечной: его падшая природа благодатно соединяется со Христом и благодаря этому обновляется и освобождается от первородного греха, а также и от всех грехов, совершенных им до крещения. В погружении в воду заключается основной смысл этого таинства: погружаясь в купель, человек «умирает» для греховной жизни, а восставая из купели, «воскресает» для новой, духовной жизни. Просветившись Святым Крещением, человек становится членом Святой Церкви, благодатного Царства Христова.

Таинство Крещения установил Сам Господь собственным примером, приняв крещение от Иоанна Крестителя в водах Иордана, и заповедал его нам: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). То есть Он Сам указал на необходимость крещения для человека, желающего войти в Царство Небесное. Он же заповедовал совершать таинство Крещения апостолам, явившись им в Галилее после Своего воскресения: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа…» (Мф. 28, 19).

«Священное Писание указует нам троякое рождение, а именно: рождение из тела, рождение из купели крещения и рождение из мертвых, или воскресение. Первое из них есть рождение нощное, рабское и страстное. Второе есть дневное, разрушающее страсти и отсекающее всякую скверну, происходящую от плотского рождения. А третье есть самое страшное и мгновенное, собирающее всё создание в мгновение ока, да предстанет оно к Зиждителю и отдаст отчет в здешней жизни…

Все сии рождения Христос почтил Своим действием и примером: одно почтил первым вдуновением жизни; другое освятил Своим воплощением и крещением… и, наконец, третье ознаменовал воскресением, которое Он Сам предначал». Святой Григорий Богослов.

Слово «крещение» по-гречески означает «погружение», «омовение». Именно троекратным погружением в воду (в первые века христианства в воду проточную, речную) издревле совершалось это священнодействие. Затем при храмах стали строить специальные помещения – баптистерии, или крестильные храмы с большими купелями (специальными сосудами для крещения). Позднее крестили и троекратным обливанием или даже только окроплением.

В дореволюционной России большинство населения крестили в раннем детстве. Поэтому купели большего размера (для взрослых) и баптистерии были не востребованы и ушли в прошлое. В советское время для крещения всех желающих использовали детские купели, так как храмов было мало и баптистерии строить не разрешалось, а потому, в основном, крестили обливанием. Главные слова таинства священник в этом случае произносит при троекратном обливании крещаемого с головы до пят.

Последование таинства Крещения

Таинство Крещения условно можно разделить на:

  • подготовительную часть «об оглашенных», которая начинается тем, что человеку, принимающему Святое Крещение, дают имя, и завершается тем, что он произносит «Символ веры»;
  • непосредственно последование Святого Крещения, которое начинается с освящения воды для крещения и оканчивается обрядом воцерковления.

Наречение имени

Согласно христианскому учению, крещение человека означает его рождение для Бога, поэтому таинство Крещения начинается с наречения именем. Традиционно выбирают имя того святого, чей день памяти приходится на ближайшие дни после дня рождения крещаемого. В лице святого, имя которого ему нарекли, каждый обретает своего небесного покровителя и получает пример для подражания. Список этих имен («Святцы») печатается практически в каждом православном календаре.

Если же родители выбрали и записали в свидетельстве о рождении неправославное имя (например, Майя, Руслан и т.п.), надо выбрать второе, православное.

Зачастую неправославное имя при крещении переводится в церковнославянскую форму, и таинство Крещения производится под этим именем, например:

Анжела получает в крещении имя Ангелина,

Денис     – Дионисий,
Егор       – Георгий,
Иван       – Иоанн,
Степан   – Стефан,
Алена     – Елена,
Алина    – Аполлинария,
Алиса или Олеся (Леся)    – Александра,
Арина    – Ирина,
Ася – Анастасия
Жанна    – Иоанна,
Марта    – Марфа,
Оксана   – Ксения,
Полина  – Пелагия или Аполлинария,
Светлана  – Фотина или Фотиния, и т.д.

Из благоговения перед именем Спасителя в Православной Церкви не нарекается имя «Иисус» в честь Сына Божия. Так же мы относимся и к имени Его Пречистой Матери, поэтому имя «Мария» дается только в честь одной из соименных святых.

Чин оглашения

Оглашение – это заключительный акт приготовления к таинству Крещения. Ранее чин Оглашения был отдельным обрядом, сейчас же он непосредственно предшествует Крещению.

Вначале священник трижды дует крестообразно на крещаемого, трижды благословляет и, возложив руку на его главу, читает молитву «Во еже сотворити оглашенного». Этим иерей напоминает, что создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2, 7). Рука священника здесь – это рука Самого Господа, Который с этих пор берет под Свою особую защиту и покровительство пришедшего к Нему человека.

Затем читаются молитвы, в которых Церковь в лице священника запрещает великим и страшным Божиим именем диаволу и нечистым духам строить козни крещаемому и гонит их прочь.

После того, как нечистый дух изгнан и заклят именем Божиим, настает время самому человеку отказаться от него. Священник поворачивает крестных и их крестника лицом на запад, то есть символически ко тьме, в которой пребывают злые духи, чтобы встретиться с ними напрямую, но уже находясь под церковной защитой.

Все символические священнодействия этого обряда имеют глубокое значение. Самые существенные из них: заклинание сатаны, отречение от него, последующий обет сочетаться Христу и, наконец, исповедание православной веры.

Следующие вопросы надо знать и крестным, и крестнику, потому что на них нужно отвечать сознательно.

Священник:

–    Отрекаешься ли ты от сатаны, и от всех дел его, и от всякого служения ему, и от всякой гордыни его?

Крестник или крестный (за ребенка):

–    Отрицаюсь.

(Эти вопрос и ответ повторяются трижды). Священник:

–    Дунь и плюнь на него.

(Плевок – это знак крайнего презрения к бессилию дьявола).

Священник велит повернуться после этого всем лицом на восток, к Господу, и спрашивает:

– Сочетаешься ли Христу (сочетаешься ли со Христом)?

Ответ:

– Сочетаюсь (соединяюсь со Христом).

(Вопрос и ответ повторяются трижды).

Священник:

– И веруешь Ему?

Ответ:

– Верю Ему, как Царю и Богу.

Этими ответами крестник или крестный исповедуют верность Христу.

(Вопросы и ответы даны в современной транскрипции).

У некоторых возникает вопрос, зачем несколько раз спрашивают о решимости крещаемого (или его крестного) сделаться христианином? Много раз испытывается каждый человек в его искренности ко Христу для того, чтобы почувствовать важность перемены в жизни и огромную ответственность, если он изменит своим торжественным обетам и словам.

Затем, во свидетельство понимания того, какую веру принимает человек, крещаемый (или восприемник) читает «Символ веры». Этой молитвой заканчивается чин Оглашения и начинается само таинство.

Как совершается таинство Крещения

Непосредственно таинство Крещения состоит из освящения воды и елея, помазания освященным елеем и последующего самого главного священнодействия – троекратного погружения крещаемого в воду.

Сначала священник произносит возглас, которым начинается Божественная литургия: «Благословенно Царство Отца и Сына, и Святого Духа…» Во время следующей молитвы священник просит о том, чтобы вода в купели освятилась силой, действием и наитием Святого Духа, и чтобы этой воде Богом были ниспосланы благодать избавления и благословение Иордана – реки, в которой крестился Иисус Христос. Священник молится, чтобы на эту воду сошло очистительное действие Святой Троицы, чтобы эта вода стала способной отогнать все наветы видимых и невидимых врагов.

Вода, приготовленная для крещения, согласно древнему обычаю, освящается молитвой, троекратным священническим дуновением на нее (в напоминание действия Животворящего Духа Божия, носившегося над водами в начале творения мира) и крестным знамением, которое ограждает воду от всякого дурного и вредного влияния.

Священник молится не только о воде, но и о крещаемом, чтобы он сподобился стать участником смерти и воскресения Христа, чтобы смог сохранить благодать Крещения до Страшного Суда Божия. Итак, священник трижды благословляет воду и крестообразно дует на нее, говоря при этом: «Пусть сокрушатся образом крестного знамения все сопротивные (Богу) силы».

Так освящается вода, которая издревле была символом очищения, а погружение в нее – символом покаяния.

На благословенной и освященной таким образом воде священник три раза делает крестное знамение елеем. Смысл этого следующий: купель крещения – это такой сосуд, в котором человек получает спасение. Подобно тому, как в Ветхом Завете люди спаслись от потопа в Ноевом ковчеге, так и в купели крещения человек спасается по милости Божией, избавляется от скверн греха, примиряется с Богом, по Его же безмерной благости, давшей нам все средства к очищению и освящению, возрождается для жизни чистой и святой.

Затем священник крестообразно помазывает елеем лоб, грудь, уши, руки и ноги крещаемого (масло здесь – символ милости Божией по отношению к кающемуся грешнику).

И вот наступает самый главный момент таинства Крещения – крещаемый, обращенный лицом к востоку (к алтарю), три раза погружается в святую воду. И здесь строго требуется, чтобы при первом погружении священник говорил: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, аминь»; при втором погружении: «и Сына, аминь», при третьем: «и Святаго Духа, аминь».

В этот момент благодать Святого Духа озаряет всего человека, и под ее действием физическое и духовное существо человека изменяется: он как бы заново рождается в другом качестве (поэтому Крещение и называют вторым рождением).

Крещение совершается лишь однажды согласно «Символу веры», по которому исповедуется вера «во едино крещение».

Крещеное лицо мужского пола из купели воспринимает мужчина, а крещеная особа женского пола воспринимается женщиной, так называемой крестной матерью.

Тут же на новокрещеного надевают крестик и белую рубашку. Крестик надевается в знак того, что теперь крещеный должен исполнять волю распятого за нас на кресте Господа, хотя бы верующему пришлось терпеть и переносить множество бед и несчастий, и служит видимым знаком его веры в Иисуса Христа.

После совершения таинства крестильная рубашка остается дома и хранится как святыня. Крестик тоже является личной святыней на всю жизнь. С момента Крещения он всегда должен быть при человеке, как защита и ограждение от злых сил.

Конечно, маленькие дети участвуют в церковных таинствах, не сознавая этого, но, воспитывая их с самого раннего возраста в православии, мы тем самым создаем благодатную атмосферу, в которой душа и ум ребенка воспитываются в добродетели. Мы берем на себя смелость крестить младенца, веря в то, что благодать Божия, которая с таинства Крещения остается с младенцем, всегда направит его к лучшему. Вместе с тем воспитанный в православной вере ребенок, вырастая, остается свободной личностью, которая может многое изменить в своей жизни – к счастью или несчастью для себя.

Если нужно срочно окрестить, а священника нет

Крещение – единственное таинство, которое может совершать не только священник, но и любой христианин. При смертельной опасности для жизни ребенка или взрослого по апостольским постановлениям окрестить его позволительно любому православному христианину (даже женщине). Его трижды погружают в воду или обливают ею с молитвой «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь».

Если опасность благополучно миновала, то крещеного в экстремальных условиях нужно привести (принести) в храм, чтобы священник дополнил крещение положенными молитвами и помазал его миром. Напомним еще раз, что вторично крещение (погружение в воду) не совершается!

Если взрослый не знает, крестили его в детстве или нет, и не у кого об этом спросить, то ему следует прийти в церковь и исповедоваться, после чего священник окрестит его с прибавлением слов: «Аще не крещен есть».

Что меняется после Крещения

Во время таинства на крещаемого невидимо сходит Святой Дух. Он преображает душу человека, освящает ее Божественным светом и наполняет Божией благодатью. Новокрещеному Бог прощает все грехи, которые тот совершил до крещения, он становится членом Церкви Христовой и получает возможность участвовать в других церковных таинствах.

В этот праздничный день Господь дает каждому новокрещеному Ангела Хранителя, который теперь всегда будет находиться рядом с человеком и хранить его от греха, бед и болезней.

Полученную в таинстве Крещения благодать христианин несет в себе до конца жизни, либо умножая ее в себе праведной жизнью, либо растрачивая через грехопадения.

«Крещеный человек, делая добро, принадлежащее естеству обновленному, развивает в себе благодать Всесвятого Духа, полученную при крещении, которая, будучи неизменяема сама по себе, светлее сияет в человеке по мере делаемого им Христова добра: так светлее сияет не изменяющийся сам по себе солнечный луч по мере того, как свободнее небо от облаков.

Напротив того, делая по крещении зло, доставляя деятельность падшему естеству, оживляя его, человек теряет более или менее духовную свободу: грех снова получает насильственную власть над человеком; диавол снова входит в человека, соделывается его владыкой и руководителем. Избавленный от горестного и тяжкого плена всемогущей десницей Божией, опять является в цепях, в плену, в темнице, во аде, по собственному произволу. Такому бедствию подвергается человек, в большей или меньшей степени, соответственно тем грехам, которые он позволяет себе, и соответственно навыку, который он стяжал к греховной жизни». Святитель Игнатий Брянчанинов.

О таинстве Миропомазания

 

Комментирование запрещено