Таинство Миропомазания

ТАИНСТВО МИРОПОМАЗАНИЯ

Таинство Миропомазания Православная Церковь совершает непосредственно вслед за таинством Крещения. Оно как бы присоединяется к таинству Крещения, и вместе они составляют единое чинопоследование.

Как и Крещение, таинство Миропомазания совершается единожды. Только православные цари (императоры) удостаивались его дважды – второй раз Миропомазание совершалось во время их венчания на царство.

Новая жизнь, полученная в таинстве Крещения, требует от христианина постоянной духовной работы над собой. Миропомазание – таинство, в котором верующему подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной жизни. Другими словами, христианин, получивший в таинстве Крещения очищение от грехов, обновление жизни, рождение в Жизнь Вечную, в таинстве Миропомазания обретает силы, нужные для жизни вообще и для дел благочестивых в частности.

Святая Церковь спешит сообщить это таинство сразу же после Крещения, чтобы укрепление и преуспеяние нашей души, наш духовный рост начались с первых же минут по возрождении из купели.

Как совершается таинство Миропомазания

Миропомазание совершается тотчас же после погружения крешаемого в купель. Священник читает молитву, в которой благодарит Господа за очищение, освящение и рождение от воды и Духа нового члена Церкви и просит дать через Миропомазание «печать дара Духа Святого»: «Благословен еси, Господи Боже Вседержителю, даровавший нам очищение в святой воде и Божественное освящение в животворящем помазании; даруй ему печать дара Духа Святаго, сохрани его в Твоем освящении, утверди в православной вере, избави его от лукавого, и спасительным страхом в чистоте и правде душу его соблюди, дабы он, благоугождая Тебе, был сыном и наследником Небесного Твоего Царствия».

Священник помазывает специальным веществом (ми́ром) крестообразно лоб, глаза, ноздри, рот, уши, грудь, руки и ноги новокрещеного и при каждом помазании возглашает: «Печать дара Духа Святаго. Аминь».

Что такое ми́ро

Это особый состав из благовонных трав и ароматных веществ (более тридцати наименований). Кроме оливкового масла и белого виноградного вина, как основных частей, в его составе присутствуют:

  • восемь видов ладана (в том числе ладаны «цветы розы» и «трава базилика»);
  • пять корней (в том числе фиалковый и имбирный);
  • пятнадцать видов масел (в том числе мускатное, гвоздичное, розовое, коричное, лавандовое, фиалковое и лимонное).

Такое множество составляющих символически указывает на обилие и разнообразие даров Святого Духа и множество христианских добродетелей.

Существует особый чин освящения мира. С V века и до сегодняшнего дня один раз в год (на Литургии в Великий Четверг) его освящает только Патриарх Московский и всея Русм. Затем освященное миро рассылается во все храмы, чтобы священники могли совершать святое помазывание. В храме святое миро хранится в алтаре на престоле или в крестильном ящичке священника вместе с другими принадлежностями, необходимыми для Крещения и Миропомазания.

В то время как видимым образом помазывается тело, Святым и Животворящим Духом освящается душа человека.

Апостол Павел говорит, что помазавший нас есть Бог (2 Кор. 1, 21), то есть нас помазывает Сам Господь, Который с этой минуты отмечает нас Своей особенной печатью – с этой самой минуты мы становимся христианами.

После Миропомазания священник с новокрещеным и его восприемниками трижды обходит купель с пением стиха: «Елицы во Христа креститстеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя!» («Крестившиеся во Христа, во Христа облеклись. Славьте Бога!»). Круг – символ вечности, поэтому обхождение вокруг купели символизирует вступление новокрещеного в вечный союз с Христом. При этом взрослый новокрещеный сам держит в руке свечу, а за младенца – его восприемник.

Затем следуют чтения из Апостола и Евангелия. Вступающему в Церковь Христову устами святого апостола Павла возвещается, какие великие блага приобретаются им в этом таинстве, ибо Сам Божественный Установитель таинств, Господь наш Иисус Христос, пребудет с нами во все дни до скончания века.

После чтения Священного Писания священник с молитвой специальной губкой смывает с тела крещеного святое миро. Это делается затем, чтобы священное вещество, находясь на теле новокрещеного, не соприкасалось с обыкновенными, неосвященными предметами (одеждой). Таким образом (омовением мира) Церковь старается оградить нас от непроизвольного оскорбления святыни. Печать дара Духа Святого, которая видимым образом была обозначена миром, теперь остается только в сердце христианина.

При омовении священник говорит крестнику: «Ты оправдался. Просветился. Освятился. Омылся. Именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего… (Ты крестился. Просветился. Миропомазался. Освятился. Омылся. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа…). Аминь».

По окончании таинства Миропомазания Церковь совершает еще одно действие, совершенно отдельное от Миропомазания, имеющее свое особенное значение: постри́жение волос.

Пострижение волос

Постри́жение волос – это символ послушания и жертвы, известный с древнейших времен. Ибо принявший крещение человек вверяет себя Богу и должен самоотверженно следовать за Христом. Кстати, чинопоследование вступления в монашеский чин так и называется «по́стриг».

В предварительной молитве священник прославляет Бога за то, что Он дал человеку Свой образ – создал его с прекрасным телом и душой. Затем со словами: «Постригается раб Божий (раба Божия) (имярек) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь», – священник крестообразно состригает у крестившегося прядки волос с головы: на затылке, у лба, с правой и левой сторон.

В некоторых храмах существует обычай, когда в это же время крестный или прислуживающий священнику человек готовит комочек воска, раскатав его так тонко, чтобы в нем только поместились волосы. Слепив воск в комочек вместе с волосами, крестный опускает его в купель (иногда это делает священник или его помощник). Волосы крестившегося приносятся Христу как жертва. Особенно умилительно раскрывается смысл этой жертвы при крещении младенцев: ребенок не может предложить Богу ничего другого – поэтому-то и отрезаются у него всего несколько волосинок с головки.

На этом последования таинств Крещения, Миропомазания и обрядов, которые их сопровождают, заканчиваются.

Воцерковление и молитва на сороковой день

После Крещения и Миропомазания совершается обряд воцерковле́ния, символизирующий вхождение нового члена (христианина или христианки) в Церковь и в храм.

Сопровождаемые священником, новокрещеные поднимаются на солею́ и прикладываются к иконам иконостаса при чтении священником кратких молитв. Мужчин, кроме этого, вводят в алтарь, где они совершают земной поклон перед святым престолом. Мужчины-христиане удостаиваются такой чести потому, что у каждого из них есть возможность в будущем стать священником.

По примеру Богоматери, Которая в сороковой день после рождения Иисуса Христа принесла Его в храм представить Господу, каждая мать-христианка должна принести своего младенца в сороковой день после его рождения в храм, чтобы священник прочел над ним и над ней самой очистительную молитву.

Вначале священник возносит молитвы о матери, чтобы Господь позволил ей входить в храм и сотворил ее достойной причаститься Тела и Крови Христовой (до сорокового дня по рождении младенца и до прочтения священником этой разрешительной молитвы матери не допускаются к таинству Причащения, кроме случая, когда они подвергаются смертельной опасности). А затем – о младенце, чтобы Господь освятил, вразумил его и благословил на всякое доброе дело.

После чего священник совершает воцерковление младенца. Как праведный Симеон принял когда-то Младенца Христа, так и священник берет на руки младенца, делает им крест перед Царскими Вратами со словами: «Воцерковляется раб Божий (имя) во имя Отца и Сына, и Святого Духа». И далее: «Войдет в дом Твой, поклонится святому храму Твоему. Посреди Церкви воспоет Тебя».

Мальчиков священник вносит в алтарь через северную дверь, обносит его вокруг престола и выносит через южную дверь; девочку только подносят к иконе Божией Матери.

Бывают случаи, когда младенец умирает еще до того, как исполнилось сорок дней после родов. Но матери все равно нужно придти в храм – священник в этом случае читает только первую часть очистительной молитвы, которая относится к ней.

Если мать крестника по каким-то причинам отсутствует, священник читает только часть молитвы, относящуюся к младенцу.

Комментирование запрещено