Первомосковская святыня

В главном соборе Московского Кремля – Успенском, хранится одна из первых московских святынь – чудотворная икона Божией Матери Петровская, письма первого Московского митрополита и града Москвы первого святого чудотворца Петра.

В центре Кремля – древнейший храм – Патриарший Собор Успения Пресвятой Богородицы.

Из жития его известно, что в двенадцатилетнем возрасте Петр ушел в монастырь, где и обучился писанию икон и «бысть иконник чюден». Ему довелось написать много дивных образов Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых, почитаемых на Руси. Удостоившись сана иеромонаха, получил Петр благословение на уединенное поселение и обосновался на реке Рати на Волыни. Там он устроил монастырь и воздвиг церковь во имя Спаса Преображения. В 1301-м году, когда проездом в Константинополь митрополит Киевский и всея Руси Максим побывал на Волыни, Петр, будучи уже игуменом, подарил ему икону Богородицы своего собственного письма. Митрополит Максим высоко ценил и благоговейно чтил этот образ, он богато украсил икону и молился перед нею и днем и ночью.

Икона первого митрополита Московского святителя Петра (†1326). Русская церковь празднует 6 сентября и 3 января новым стилем. 1480-е. Дионисий. Успенский собор Московского Кремля.

В 1308 году, после смерти митрополита Максима, в Константинополь для поставления на кафедру митрополита Киевского и всея Руси направился из Владимира игумен Геронтий. Он взял с собой митрополичью ризницу и икону, некогда подаренную митрополиту Максиму Петром. В то же время в Константинополь отправился и игумен Петр, посланный Волынско-Галицким князем для поставления в митрополиты на новую, Галицкую, митрополию, совсем недавно, в 1303 году, выделившуюся из Киевской. В пути следования явилась во сне игумену Геронтию писанная игуменом Петром Богоматерь и сказала, что на кафедру митрополита Киевского и всея Руси будет возведен не он, а тот, кто написал Ее Пречистый образ.

Предсказание Богородицы исполнилось. Из-за шторма, внезапно разбушевавшегося на море, Геронтий прибыл в Константинополь только после того, как Константинопольским Собором на кафедру митрополита Киевского и всея Руси уже был определен игумен Петр. Константинопольский патриарх Афанасий забрал у игумена Геронтия митрополичью ризницу и икону, подаренную митрополиту Максиму, и отдал их новопоставленному митрополиту Петру.

Так Промыслом Божиим, по молитве Богоматери, восстановилась в прежних пределах Киевская митрополия, а икона Божией Матери, впоследствии ее стали называть «Петровская», прославилась тем, что оказала чудодейственную помощь в получении митрополичьего сана своему создателю и возвратилась к нему.

Рака с мощами святителя Петра в Успенском соборе Кремля.

После кончины митрополита Петра, последовавшей в 1326 году, уже через год он был прославлен Владимирским Собором в лике местночтимых святых, а в 1339 году произошла его общецерковная канонизация Константинопольским патриархом Иоанном XIV.

Почитание написанной святителем Петром иконы прочно связалось с почитанием самого святого, первого Московского митрополита и чудотворца. Образ Божией Матери, письма митрополита Петра, первоначально находился у его гроба, устроенного им собственноручно, незадолго до своей кончины, в алтаре Успенского собора, который был построен по совету святителя Великим Князем Московским Иоанном Калитой.

У раки святителя Петра часто происходили исцеления немощных и другие чудеса.

Петровская икона Божией Матери у раки с мощами святителя Петра.

Образ Петровской Божией Матери был первой чудотворной иконой Московского Кремля и стал главной святыней московских святителей. После перенесения митрополитом Петром в 1325 году своей кафедры из Владимира в Москву, ставшую церковным и светским центром Руси, этот образ сделался символом становления стольного града Москвы, собирательницы земель русских. Молитвенно обращались за помощью и защитой к Матери Божией и святителю Петру перед писанной им иконой первоиерархи Церкви и правители государства Российского, да и весь люд, нуждавшийся в благодатной поддержке в минуты жизненных тревог, потрясений, скорбей и печалей.

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II у раки святителя Петра в Успенском соборе Кремля.

У гроба святителя Петра и иконы Божией Матери «Петровская» молился митрополит Алексий перед поездкой в стан хана Узбека для исцеления ослепшей Тайдулы – жены хана. И свершилось великое чудо: во время моления у гроба Петра самовозгорелись свечи, а молебен о здравии Тайдулы привел к ее прозрению. Сам великий князь Московский Димитрий Иоаннович Донской непосредственно перед вступлением в поход на битву с татарами вместе со своим двоюродным братом, Серпуховским князем Владимиром Андреевичем, молился у гроба святителя Петра и у Петровской иконы, и Господь не презрел его молитв и даровал ему победу в битве с агарянами на Куликовом поле.

В 1382 году хан Тохтамыш и его татарове разграбили в Москве все храмы, не пощадили и святынь. Погибли почти все древние иконы и рукописные книги. Уходя из города, Тохтамыш предал его огню. Пострадал от пожара и гроб святителя Петра, но его мощи и одеяние милостью Божией уцелели. Сохранилась ли при этом древняя икона, неизвестно. Возможно, она погибла или была сильно повреждена.

Но икона Божией Матери Петровская упоминается и позже. Наверное, вместе с изготовлением нового гроба для мощей святителя был написан и новый список чудотворной иконы Божией Матери Петровской. А может быть, если святыня не погибла, а только пострадала, она была поновлена. Учитывая, что в 1395 году в Москву из Владимира была принесена икона Божией Матери Владимирская для защиты от Темир Аксака, вероятнее предположить, что икона Божией Матери, написанная самим митрополитом Петром, не сохранилась, иначе воспользовались бы ею.

Со временем и копия Петровской иконы Божией Матери стала почитаться как чудотворная. Память народная все равно считала, что она написана святителем Петром. Когда хан Едигей в 1408 году осадил Москву, москвичи молились Божией Матери и святителю Петру. Богом хранимый град выстоял «молитвами Пречистыя Его Матери и Животворивыя иконы ради Ея, и Петра митрополита ради». Необычное название «Животворивая» как бы ставило этот образ Божией Матери в один ряд с Животворящим Древом Креста Господня, частица которого хранилась в Кремле как величайшая святыня. По завершению строительства нового Успенского собора и после его освящения мощи святителя Петра 24 августа 1479 года были возвращены в собор из церкви Иоанна Лествичника и помещены на прежнее место в алтаре у жертвенника. Есть предположение, что в связи с праздником перенесения мощей чудотворная икона Богородицы, находившаяся у его гроба, вновь была обновлена.

Сретение Владимирской иконы Божией Матери.
Середина XVII века. Владимиро-Суздальский музей.

Уже в XVI веке Петровская икона Божией Матери почиталась в Москве как одна из самых прославленных и участвовала в сретении другой чудотворной Богородичной иконы, именуемой Владимирская.

История иконы и далее тесно переплетается с историей России. Перед иконой Богоматери Петровской молился великий князь Иоанн Васильевич III; её брал с собой вместе с Владимирской и Донской иконами патриарх Иов, когда хотел убедить Бориса Годунова принять царство.

Нельзя не упомянуть, что не последнее значение имела икона при избрании Михаила Федоровича Романова «всея Русия самодержцем». По освобождении Москвы от поляков в 1613 году избран был собор духовных и светских лиц, которые направились в Кострому в Ипатьевский монастырь, чтобы испросить у инокини Марфы Ивановны благословение на избрание сына ее Михаила на Царство. Поначалу она отказала собору и говорила, согласно преданию: «Мало вам крови отрока Димитрия». Но члены собора недвижно и смиренно стояли пред Марфой и держали в руках «чудотворную икону образ Пресвятыя Богородицы, юже написал Петр митрополит», а также икону «образ великих чюдотворцев Петра, Алексия и Ионы». А игумения монастыря пристыдила инокиню словами: «Марфо, Марфо, инокиня ты или баба? Не можешь ты отказать Божией Матери и великим святителям». И обратилась инокиня Марфа Ивановна со слезной молитвой к чудотворному образу и предала чадо свое в «Пречистеи руце Владычицы». Так 14 марта 1613 года избран был Михаил Федорович «Богом и Богородицею всея Русия самодержцем». Вот сколь важное дело помогла совершить икона Божией Матери Петровская. Еще и по этой причине чтили ее наравне с Владимирской.

Посольство Земского Собора, прибывшее в Костромской Ипатьевский монастырь, сообщает Михаилу Феодоровичу Романову об избрании его на царство в 1613 году. Миниатюра второй половины XIX века из книги «Об избрании венчания на царство царя и Великого князя Михаила Феодоровича».

Согласно «Чиновнику Успенского Кремлевского собора», икона Божией Матери Петровская была главной святыней малого крестного хода, совершавшегося несколько дней в году, – в Лазареву субботу, по воскресным дням с Фоминой недели до Преполовения Пасхи, а также 6 сентября – в день перенесения мощей митрополита Петра. А 6 января – в Нáвечерие Богоявления с этой иконой ходили на водоосвящение к Москве-реке. Участвовала она и в больших крестных хождениях, где главной была икона Божией Матери Владимирская. А уж когда Владимирской случалось возвращаться во Владимир, главной иконой Божией Матери в Успенском соборе всегда оставалась Петровская.

До 1880-х годов, времени императора Александра III, пребывала она в иконостасе за жертвенником в главном алтаре Успенского собора. А затем древнюю икону перенесли в Петропавловский придел, где и находилась она со многими другими великими святынями собора. В начале XX века следы Петровской иконы Божией Матери теряются и не находим мы далее никаких известий о ее судьбе. Иконография же восстановлена по изображению ее в клеймах иконы «Митрополит Петр с житием» письма Дионисия (конец ХV – начало XVI века).

Клеймо: Инок Петр пишет икону Богоматери.

Икона Богоматери изображена в пятом и девятом клеймах. В одном из них мы видим, как инок Петр пишет ее, а в другом показано путешествие Петра с Геронтием в Константинополь на поставление в митрополиты. Икона украшает корабль Геронтия.

Клеймо: Игумены Геронтий и Петр путешествуют в Константинополь.

Дошедшие до нас списки иконы Божией Матери «Петровская» несколько различаются между собою. Одни ближе к иконографическому типу Одигитрии (Путеводигельницы), а другие больше походят на тип Умиление.

 

Петровская икона Божией Матери в окладе.

Тип Одигитрии

Середина XVI века. Сергиево-Посадский музей.

Петровская икона Божией Матери в окладе.

Тип Умиления

Конец XV века. Частное собрание.

Петровская икона Божией Матери.

Письма Назария Истомина сына, 1614 г. Гос. Третьяковская галерея.

В Третьяковской галерее хранится список 1614 года, выполненный всего через год после возведения основателя династии Романовых на царство. На полях его изображены святители Московские Петр, Алексий и Иона.

Икона Божией Матери Петровская.

XIV век. Из Успенского собора Кремля.

А среди икон Успенского собора есть еще одна икона, очень напоминающая ту, что хранится в Третьяковской галерее. Раскрытые фрагменты на лике Спасителя датируются концом XIV столетия. В настоящее время ее почитают за самый древний список с образа, писанного самим митрополитом Петром, который некогда был главной святыней московских святителей. Возможно, он был написан почти сразу же после опустошительного нашествия Тохтамыша на Москву в 1382 году.

Икона Божией Матери Петровская.

Конец XV века. Сергиево-Посадский музей.

Комментирование запрещено