ПЕТРОВСКАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ День празднования: 6 сентября (24 августа)

История чудотворной иконы Божией Матери Петровской, находившейся в Калуге

Всем калужанам хорошо известна чудотворная икона Божией Матери, называемая «Калужской», или как её именовали до революции – «Калуженская». Икона эта особо почитается по всей России. Явление этой иконы последовало в доме боярина Василия Хитрово в 1748 году. Из этого рода, как известно, происходил и наш святой блаженный Лаврентий, Христа ради юродивый. Родовое имение Хитрово находилось не в самом городе, а в сельце Тúнькове – в 7 верстах от Калуги. В город икона привозилась по особым случаям: в дни определенных празднеств и в дни больших крестных ходов. Остальное время икона пребывала в селе Калужке, в церкви Рождества Богородицы. В кафедральном соборе г. Калуги находилась только копия с этой иконы.

В самой же Калуге в 1792 году был явлен чудотворный образ Божией Матери Петровской. До революции он постоянно находился в храме Покрова Пресвятой Богородицы, что на рву. Покровский священник Авдий Угорский в 1870 году составил «Сказание о списке с чудотворной иконы Петровской Божией Матери, находящемся в Калужской Покровской на рву церкви»: «Первописанная чудотворная икона Богородицы Петровская находится в Московском Успенском соборе. Написана она св. Петром митрополитом и им принесена в Москву в 1325 году. В Калуге, в доме купца Петра Алексеевича Сапожникова, находился один из списков с сей иконы.

Икона Божией Матери Петровская. XIV век.

Эта икона находится сегодня в Успенском соборе Кремля, ее почитают за самый древний список с образа, писанного самим митрополитом Петром, который некогда был главной святыней Москвы. Возможно, эта икона была написана в 1382 году.

Первое явление дивного благодатного исцеления от Петровской иконы последовало в 1792 году над дочерью купца девицею Пелагеею. В один вечер, от испуга внезапно последовал с девицею удар, или апоплексия. Пронзительно вскрикнув, она пала без чувств на землю; лицо искривилось, язык, правая рука и нога отнялись, и в таком ужасном положении страдала она более года. Однажды она заснула и видела во сне себя молящеюся пред Петровскою иконою Божией Матери, слышала она от нее и голос, обещающий ей исцеление от болезни. Проснувшись, она давала знак родным рукою, чтобы поднесли сию икону. Когда поднесена была икона, она, простерши к ней обе руки, и правую, которою доселе не владела, залилась слезами, и долгое время не говорившая ни слова, к удивлению всех, в ту же минуту проговорила слабым едва внятным голосом: «Матушка Царица Небесная! Справлюсь, когда празднуют Тебя, и буду всегда Тебя величать и прославлять». Девица Пелагея с того самого времени почувствовала облегчение, все члены тела ее стали приходить в нормальное положение.

Исцеление сие от Петровской иконы Богородицы скоро многим сделалось известно; слух о сем быстро пронесся по городу, и с тех пор икона сия сделалась предметом особенного благоговейного почитания со стороны граждан города Калуги. Многие начали с верою прибегать к ней в скорбях и болезнях, в бедах и нуждах, брать ее в домы и молиться пред ней; притекавшие к ней с верою и молившиеся пред ней с усердием получали исцеление и помощь. Со временем усердие к сей иконе более и более возрастало, так что дом, в котором находилась она, обратился в молитвенную храмину, где почти во всякое время можно было встретить усердно молившихся. Постоянно днем и ночью икона сия освещена была множеством зажженных пред ней лампад и свеч от усердного приношения богомольцев. Получавшие исцеление от Царицы Небесной, от благодарного сердца прославляя великую Ее милость, жертвовали серебряные и золотые вещи, жемчуг и другие дорогие камни, на украшение Ея иконы Петровской. Всех чудесных исцелений от начала явления изчислить невозможно, так как не имеется полных, определенных сведений, по давности времени…

В 1864 году 22 ноября, по усердному желанию прихожан Покровской церкви иметь сию икону в храме, она принесена из дома калужского гражданина Василия Петровича Сапожникова, где находилась как наследственное достояние, преемственно перешедшее к нему от деда его купца Петра Алексеевича Сапожникова, в храм. 21 ноября вечером накануне перенесения иконы Петровской в храм, в доме, где стояла она, совершено Всенощное, а на утро, пред Божественною литургиею икона сия торжественно перенесена Кафедральным протоиереем Матвеем Семеновичем Потемкиным, с приходскими священнослужителями, из дома в храм, при стечении множества народа, где и доселе обретается…»

И как день перенесения 22 ноября \5 декабря, так и день определенный Церковью празднования Петровской иконы Божией Матери 24 августа \6 сентября, положено было с тех пор священником с прихожанами чтить неизменно каждый год, совершая в эти дни, в честь Пресвятой Богородицы, празднество. И чтобы намерение это на будущее время было неизменным, Преосвященнейшему Григорию, епископу Калужскому, подано прошение о дозволении праздновать эти дни; на что и последовало разрешение.

О том, как выглядела наша Петровская икона, остались весьма скудные свидетельства о. Авдия: «икона сия древнего греческого писания. Мерою 8 верш. длины и 7 верш. ширины, обложена сребропозлащенною ризою и украшена жемчужным убрусом; помещена в отдельном серебряном позлащенном киоте изящной московской работы, близ левого клироса». Киот был сделан в 1868 году усердием купца Василия Васильевича Теренина, который более 30 лет являлся церковным старостой нашего храма, и некоторых почетных прихожан купцов Ф.В.Федосова, С.У.Семина, Е.А.Иванова. На киот и на ризу было употреблено чистого 84-ой пробы серебра 24 кг. А весь киот с ризою и тумбою оценивался в 3000 рублей, кроме убруса жемчужного с разными дорогими камнями, по тем временам это была огромная сумма.

Икона Божией Матери Петровская.
Из Ризницы Троице-Сергиевой Лавры.
Вклад царицы Анастасии Романовой. XVI век.

Часто калужане просили Покровских священников о принесении иконы в их дома, чтобы отслужить молебен о здравии своем или своих близких. Так, «в 1852 году (когда икона находилась еще в доме Сапожниковых) квартировавшая в приходе Покрова Богородицы на рву, в доме, бывшем тогда г. Полтева, а теперь г. Сухозанета, майорша М.А. Бельченко, страдавшая долгое время течением крови, доведшим ее до крайнего изнеможения, после тщетных попыток найти пособие от врачей, обратилась к Матери Божией. По желанию ея, была принесена в дом икона Ея Петровская приходским священником Алексеем Глаголевским, отслужено было Всенощное богослужение и молебен с водоосвящением, и, по вере и усердной молитве, в тот же самый день больная получила исцеление. Чрез несколько времени болезнь сия повторилась у ней. Но г-жа Бельченко, имея твердую веру в Матерь Всемощного Бога, не поколебалась в вере, и обратилась не ко врачам, а со смиренною, усердною молитвою обратилась опять к Царице Небесной; и когда пред иконою Ее Петровскою совершено было молебствие о здравии и спасении больной, с тех пор болезнь ее перестала, и, благодаря Матерь Божию, она доселе здорова и благодарность свою к Матери Божией не забывала выражать усердными пожертвованиями в Ее храм Покрова».

Это один из многих случаев, описанный отцом Авдием Угорским. И хотя события эти происходили более ста пятидесяти лет назад, сегодня мы можем увидеть портреты супругов Бельченко – Николая Ивановича и Марии Андреевны, и не только увидеть, но и услышать рассказ о жизни семейств Бельченко и известных своей литературной деятельностью Якубовичах (Мария Андреевна была урожденной Якубович) на экспозиции в Калужском областном художественном музее.

В.А.Тропинин. Портрет М.А. Бельченко. 1836 г.

Известны случаи письменного свидетельства жителей города о помощи и исцелении, последовавших от Петровской иконы.

– Так, в 1856 году исцеление последовало с надворным советником Иваном Коновичем Перхуловым. Его жена Глафира Петрова взяла к себе в дом икону Петровскую, пред которою священник отслужил молебен. А через три года в 1859 году тоже дарование исцеления последовало от иконы Петровской и над больною его дочерью четырех лет Юлею.

– В 1863 году коллежский советник П.А.Шихварев, служивший архитектором, получил от Петровской иконы благодатное исцеление.

Знаменательно чудо, явленное Петровской иконой Божией Матери, когда икона находилась уже в Покровском храме.

– Чудо произошло со служащим в Калужском гарнизоне внутренней стражи Андреем Семеновым. Он, в 1865 году пришедши в храм Покрова Богородицы, просил отслужить благодарственный молебен пред иконою Петровскою, и рассказал пред сим случай чудесного избавления своего заступлением Богоматери от напрасной клеветы.

Обвиненный фельдфебелем в покраже казенных вещей, он заключен был в тюрьму и там страдал несколько времени. В одно время, пришел к нему один добрый сослуживец, в утешении его, посоветовал обратиться к Матери Божией, дать обещание отслужить молебен иконе Петровской, указав ему и место нахождения её.

«От сей иконы – говорил он – многие получают исцеление и помощь. Что и сам я испытал. Не отчаивайся! Матерь Божия сильна защитить тебя и от бед избавить». При сих словах безвинный страдалец умилился душой и мысленно просил Матерь Божию избавить его от напасти. В следующую ночь во сне видит он себя в храме, молящимся среди множества народа; потом слышит шум, волнение молящихся и, обратившись, видит идущую в храм, в приукрашенных, в златоблестящих с позвонками одеждах, как бы Царицу: с великим почитанием расступился пред ней народ, и он, стоя в стороне, поклонился Ей до земли, имея в мыслях передать Ей свое горе, и в ту же минуту проснулся.

Наутро сказанный Семенов получает известие, что фельдфебель, оклеветавший его, заболел и, чувствуя карающую десницу правосудия Божия, через 2 дня объявил себя виновным в расхищении казенных вещей. Вследствие сего страдалец освобожден был из заточения, и на другой день, чувствуя благодарность к Матери Божией, пришедши в храм Покрова Богородицы (это было в воскресенье), с сердечным умилением рассказал о своем избавлении и чрезвычайно удивился, заметив в храме ту же самую обстановку, какую во сне он видел.

Случай этот подтверждает упование простого народа на то, что икона Божией Матери Петровская дает людям надежду на торжество справедливости и на избавление от клеветы.

– В 1866 году чиновник палаты Государственных имуществ Василий Николаевич Вертоградов, живший в Покровском приходе, в благодарность и память избавления своего от мучительной болезни пожертвовал для Петровской иконы серебряный позолоченный крест для святых мощей, который с тех пор и находился на иконе.

– В 1868 году последовало исцеление от жестокой тифозной горячки купеческого сына Фаддея Евфимовича Астреева.

Когда 15 июля 1888 года в городе Калуге праздновалось 900-летие Крещения Руси, был составлен проект празднования этого юбилея. Согласно этому проекту все городские церкви участвовали в торжественном крестном ходе после Литургии из собора мимо семинарии на Оку, где на уготованном месте совершалось малое освящение воды. В этом крестном ходе несли особо почитаемые в Калуге иконы, и несли их самые уважаемые в городе священники:

Из какой церкви. Какая икона. Кто будет нести икону.
Казанской. Казанская Божия Матерь, без киота. Священники: Февралев и Любимов.
Собора. Калуженская Божия Матерь, без киота.

Священники: Земской церкви Никольский и Соборной Орлов.

Ассистенты: диаконы: Соборной Лихачев и Семинарской Разумовский.

Георгиевской за лавками. Корсунская Божия Матерь, без киота.

Священники: Монастырский Извеков и  Воробьевский Беляев.

Ассистентами диаконы: Николо-казинский Смирнов и Рождество-казинск. Богданов.

Собора. Каплуновская Божия Матерь, без киота. Священники: Монастырский Протопопов и Благовещенский Смирнов.
Знаменской. Ахтырская Божия Матерь, без киота. Священники: Алексеевский Беляев и Космодамианский Орлов.
Покровской. Петровская Божия Матерь, без киота. Священники: Угорский и Васильевский Дебреев.
Георгиевской за верхом. Утоли печали

Священники: Остроглазов и кладбищенской церкви Никольский.

Ассистенты диаконы: Георгиевской за верхом и кладбищенской.

Спаса за верхом. Печерская Божия Матерь, без киота. Священники: Глаголевский и Успенской церкви Соколов.
Собора. Николая Чудотворца.

Диаконы: Мироносицкой, Одигитриевской и Предтеченской церквей.

Ассистентами псаломщики: Воскресенской и Георгиевской за лавками.

Николо-слободской. Бориса и Глеба

Диаконы Казанской Никольский и Воробьевской Покровский.

Ассистенты: диаконы Спас-заверхский и Благовещенский.

Собора. Князя Владимира. Священник Хвалебнов.

Так от Покровской на рву церкви в торжественном крестном ходе священник Авдий Угорский вместе со священником Васильевской церкви несли особо почитаемую в Калуге икону Петровской Божией Матери.

Долгое время мы не знали, где находился дом купцов Сапожниковых, в котором явлено было первое чудо от Петровской иконы. Благодаря трудам Валентины Николаевны Фридгельм, мы узнаём (из её книги «Калужский Березуй»), что крепостная земля Сапожниковых находилась на левой стороне Березуйского оврага близ церкви Покрова на рву, в 1 части 2 квартала под № 130, где и располагалось их имение, заключающееся в торговых банях с каменным одноэтажным жилым домом.

Калужане еще, наверное, помнят, что за храмом Покрова, в овраге, располагались самые старинные бани в Калуге, поскольку сама «местность в Березуйском овраге была более удобна, нежели в других местностях, для устройства бань, как по довольно значительному расстоянию их от частных строений, так и обилию ключевой воды».

Первая баня устроена была ещё в 1790-х годах купцом Петром Алексеевичем Сапожниковым. Его внук Василий Петрович Сапожников вновь занялся строительством нумерных бань на своей собственной крепостной земле, на которой сам и жил в доме, издавна принадлежавшем купцам Сапожниковым. Поскольку имение располагалось на левой стороне Березуйского оврага близ церкви Покрова, то и бани в народе назывались Покровскими.

В 1882 году всё имение, принадлежащее мещанину Василию Петровичу Сапожникову, продается с публичного торга и достается купцу Карлу Давингофу. Давингофские бани прослужили калужанам почти до самого конца XX века. Сейчас в овраге за нашим храмом пока еще можно увидеть остатки каменного строения, которые и были некогда жилым домом, в котором более 70-ти лет, с 1792 по 1864 год, находился чудотворный образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы Петровской.

В книге известного духовного писателя Евгения Николаевича Поселянина «Сказание о чудотворных иконах Богоматери и Ея милостях роду человеческому», изданной еще в 1903 г., в статье о Петровской иконе, празднуемой 24 августа, есть такое упоминание: «Список с Петровской иконы Богоматери, прославившийся чудесами, имеется в городе Калуге».

 К глубокому сожалению, что стало с нашей Петровской иконой после революции, нам пока неизвестно.

Молитва

О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (весь сию, святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великого Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего [имя рек], Преосвященнейшаго епископа (архиепископа, митрополита) [титул], и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земного поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии – воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякого искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *